Ж. Учение об аде

Уместно рассмотреть учение об аде в связи с учением о последнем суде. Понятие «ад» мы можем определить следующим образом: адэто место

7 Мысль о трудах ради большего вознаграждения на небесах — частая тема в Новом Завете, см. выше.


Глава 55. Последний суд и вечное наказание



вечного, осознаваемого наказания грешников. Писание очень часто говорит, что такое место существует. В конце притчи о талантах господин говорит: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:30). Это одно из многочисленных подтверждений того факта, что после суда наказание будет осознаваться теми, кто ему подвергнется. На суде царь скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). И Иисус говорит, что проклятые «пойдут... в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46)8. Параллель, проводимая в данном тексте между «вечной жизнью» и «вечной мукой», указывает на то, что оба состояния будут бесконечными9.

Иисус говорит об аде, как о «неугасимом огне» (Мк. 9:43), и говорит, что ад — это место, «где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9:48)10. Ис­тория о богаче и Лазаре также указывает на ужасающее осознаваемое нака­зание:

...Умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он под­нял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем (Лк. 16:22-24).

Затем богач просит Авраама послать Лазаря в дом его отца, говоря: «Ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16:28, курсив мой. — У. Г.).

В Откровении вечное наказание описывается тоже весьма красноречиво:

...Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восхо­дить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью покло­няющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Отк. 14:9-11).

Этот отрывок совершенно ясно говорит нам о вечном осознаваемом на­казании неверующих.

8 Слово, переведенное здесь как «мука», — по-гречески кбХаспс, — обычно обозна­
чает сильное физическое страдание или пытку, которым подвергались христиане («Му­
ченичество Поликарпа» 2.4, ср.: Игнатий, «Послание к Римлянам 5.3»). Иногда это слово
означает просто божественное наказание в целом, без определения его природы (ср.:
BAGD,pp.440,441).

9 Эти тексты и тексты, которые цитируются в следующих абзацах, ясно указывают,
что Библия не учит универсализму (доктрине о том, что в конечном счете все люди будут
спасены).

10 Ср.: Ис. 66:24, где говорится о непокорных Богу: «Ибо червь их не умрет, и огонь
их не угаснет».


1298 ___________________ Часть VII. Учение о грядущем ________________________

В связи с осуждением Вавилона, огромная толпа на небесах восклицает: «Аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков» (Отк. 19:3, курсив мой. — У. Г.). В период последнего отступления, когда сатана будет побежден, «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк. 20:10, курсив мой. — У. Г.). Этот отрывок также очень важен в связи с Мф. 25:41, где говорится, что неве­рующие отсылаются «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Эти стихи помогают осознать, каким страшным злом является грех и непо­корность Богу и насколько велика святость и справедливость Бога, которая и приводит в исполнение приговор.

Представление о вечном осознаваемом наказании неверующих не так дав­но отрицалось даже некоторыми евангельскими богословами". Прежде это учение отвергалось церковью Адвентистов седьмого дня и отдельными людь­ми в течение всей церковной истории. Те, кто отрицает вечное осознаваемое наказание, часто выступают в защиту «аннигиляционизма» (от лат. annihilare, «уничтожать»), учения о том, что грешники, после того как испытают гнев Божий в течение определенного времени, будут «уничтожены» Богом, так что они не будут более существовать12. Таким образом, наказание «осознается», но не является «вечным».

Аргументы, выдвигаемые взащиту аннигиляционизма, следующие: 1) иногда говорят, что библейское упоминание о погибели грешников означает, что они перестанут существовать (Флп. 3:19; 1 Фес. 5:3; 2 Фес. 1:9; 2 Пет. 3:7 и др.); 2) что существует противоречие между осознаваемым наказанием и любовью Бога; 3) что есть несправедливость, связанная с неравнозначностью совершен­ных во времени грехов и наказанием, назначаемым в вечность; 4) что посто­янное присутствие злых существ в Божьем мирепортло бы совершенство мира, созданного Богом для отражения Его славы.

В ответ на первый аргумент следует сказать, что терминология, употреб­ленная в этих отрывках (Флп. 3:19; 1 Фес. 5:3; 2 Фес. 1:9; 2 Пет. 3:7), не под­разумевает непременного прекращения существования или аннигиляции

11 См.: Philip E. Hughes, The True Image: The Origin and Destiny of Man in Christ (Grand
Rapids: Eerdmans, 1989), pp. 405-407; David L. Edwards and John R. W. Stott, Essentials:
A Liberal-Evangelical Dialogue
(London: Hodder and Stoughton, 1988), pp. 275, 276; Clark
Pinnock, "The Destruction of the Finally Impenitent", CThRev 4 (Spring 1990), pp. 243-259.

12 Разновидностью точки зрения о том, что Бог впоследствии уничтожит неверую­
щих (собственно аннигиляционизм), является позиция, которую называют «условным бес­
смертием».
Она заключается в том, что Бог делает людей бессмертными (т. е. они могут
жить вечно) только в том случае, если они принимают Христа как Спасителя. Таким
образом, люди, которые не становятся христианами, не имеют дара вечной жизни, и
после смерти или в конце последнего суда они просто перестают существовать. Этот
взгляд очень близок к аннигиляционизму, и я не рассматриваю его в данной главе от­
дельно. (Сторонники некоторых разновидностей условного бессмертия отрицают также
и осознаваемое наказание, даже на короткое время.)


Глава 55. Последний суд и вечное наказание



какого-либо рода. Эти выражения могут просто обозначать тяжелые и разру­шительные последствия последнего суда для неверующих13.

Что же касается второго аргумента, то трудно согласовать также Божью любовь и вечное наказание, которое содержится в представлении о божествен­ном наказании в целом. И, наоборот, если (как об этом исчерпывающе свиде­тельствует Писание) Бог может наказывать грешников в течение некоторого времени после суда, то почему Он не может применить такое же наказание на бесконечный период времени?

Такое рассуждение может привести нас к другой разновидности анни-гиляционизма, в которой осознаваемое наказание отрицается в принципе, даже на короткое время, и единственное наказание грешников заключается в том, что после смерти они перестают существовать. Но можно ли считать наказанием подобное немедленное уничтожение, ведь в этом случае чело­век не ощущает страдания. Гарантия прекращения существования многим людям, особенно тем, кто страдает от тягот этой жизни, показалась бы сво­его рода желанной альтернативой. И если бы не существовало никакого на­казания неверующих, то даже люди, подобные Гитлеру и Сталину, не полу­чали бы никакого возмездия, и в мире не было бы справедливости. Тогда люди не боялись бы быть в этой жизни настолько грешными, насколько это воз­можно.

Третий аргумент, гласящий, что вечное наказание несправедливо (так как нет соразмерности временного греха и вечного наказания), основан на невер­ной предпосылке о том, что мы осознаем масштаб зла, творимого через непо­корность грешников Богу. Дейвид Кингдон замечает, что «грех против Творца отвратителен до такой степени, которая выходит далеко за рамки нашего про­низанного грехом воображения... Кто был бы настолько дерзок, чтобы указы­вать Богу... каким должно быть наказание?»14 Свой ответ на это замечание

13 В Флп. 3:19 и 2 Пет. 3:7 понятие «гибель» выражено словом сасбАеш, т. е. тем же
самым словом, которое ученики употребили для обозначения «траты» (как они считали)
масла, которым были помазаны волосы Иисуса (Мф. 26:8). Однако масло не перестало
существовать; оно было на голове Иисуса. Оно было «погублено» в том смысле, что его
уже невозможно было использовать иначе или продать. В 1 Фес. 5:3 и 2 Фес. 1:9 для
обозначения «погибели» (в русском синодальном переводе — «пагубы». — Примеч. пер.)
грешников употреблено другое слово, ЬХевро<;, однако и это слово не подразумевает пре­
кращения существования чего-либо, так как в 1 Кор. 5:5 оно употреблено в отношении
человека, преданного сатане (изгнание из церкви) для погибели плоти (в русском сино­
дальном тексте — «во измождение плоти». — Примеч. пер.). Однако плоть человека явно
не перестала существовать после того, как он был изгнан из церкви, даже если он стра­
дал в теле (это будет правильным не зависимо от того, считаем ли мы «плоть» обозначе­
нием физического тела человека, или его греховной природы).

14 David Kingdon, "Annihilationism: Gain or Loss?" (1992 г.; неопубликованная руко­
пись, полученная от автора), р. 9.



Часть VII. Учение о грядущем


он продолжает утверждением о том, что грешники в аду могут продолжать грешить, получать наказание за грех и не раскаиваться в нем, и отмечает, что на это указывает текст Отк. 22:11: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится»15.

Однако здесь против аннигиляционизма может быть выдвинут аргумент, основанный на понятии Божьей справедливости. Разве кратковременное на­казание, предполагаемое аннигиляционистами, является подлинной распла­той за все грехи неверующих и удовлетворяет справедливость Божью? Если нет, то справедливость Бога не была удовлетворена и неверующий не должен быть уничтожен. Если же да, то неверующему следует предоставить право взой­ти на небеса и его не следует уничтожать. В любом случае аннигиляционизм не является необходимым и правильным подходом.

Что касается четвертого аргумента, который гласит, что зло, которое оста­ется без наказания, уменьшает славу Божью в мире, то следует сказать, что нам нужно помнить о том, что когда Бог наказывает зло, Он торжествует над ним и слава Его справедливости, праведности и торжества над любым врагом в конце концов будет явлена (см.: Рим. 9:17,22—24). Глубина милосер­дия Божьего также будет явлена, поскольку все спасенные грешники осозна­ют, что они заслуживают наказания Божьего и избежали его лишь по мило­сердию Божьему, благодаря ходатайству Иисуса Христа (ср.: Рим. 9:23,24).

После всего сказанного следует отметить, что окончательное разрешение этого вопроса во всей его глубине лежит далеко за пределами нашего понима­ния и скрыто в сознании Бога. Если бы процитированные отрывки из Писа­ния не учили нас столь ясно вечному осознаваемому наказанию, аннигиля­ционизм мог бы показаться нам привлекательной точкой зрения. Хотя анни-гиляционизму можно противопоставить богословские аргументы, в конечном счете, лишь ясность и авторитет Писания убеждают нас, что данная точка зре­ния противоречит учению о вечном осознаваемом наказании грешников16.

Как нам следует относиться к данному учению? В наши дни нам сложно — а иначе и быть не может — размышлять об этом учении. Если в нашем сердце не возникает глубокая печаль, когда мы размышляем об этом учении, то в духов-

15 David Kingdon, "Annihilationism: Gain or Loss?" (1992 г.; неопубликованная руко­
пись, полученная от автора), pp. 9, 10.

16 Поскольку учение о вечном осознаваемом наказании столь чуждо нашей культу­
ре и на более глубоком уровне — нашему инстинктивному, Богом данному чувству люб­
ви и желанию искупления каждого человеческого существа, созданного по образу Божь­
ему, то в наши дни это одно из наиболее трудно принимаемых христианских учений.
Наблюдается также следующая тенденция: те, кто перестает верить в Библию как в ис­
точник абсолютной истины, в первую очередь отрекаются именно от этого учения. Сре­
ди либеральных богословов, которые не признают абсолютной правдивости Библии, в
наши дни, возможно, нет ни одного человека, который верил бы в учение о вечном осо­
знаваемом наказании.


Глава 55. Последний суд и вечное наказание



ном и эмоциональном плане с нами что-то не в порядке. Павел, размышляя о гибели своих братьев по крови, о гибели евреев, говорит: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему» (Рим. 9:2, курсив мой. — У. Г.). Не случайно и Бог говорит нам о Своей собственной печали при виде гибели грешников: «Живу Я, говорит 1осподь Бог: не хочу смерти грешника, но что­бы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11). Муче­ния Иисуса очевидны из Его слов: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий про­роков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37,38; ср.: Лк. 19:41,42).

Нам потому трудно размышлять об аде, что Бог поместил в наши сердца часть Своей собственной любви к людям, сотворенным по Его подобию, даже к грешникам, которые Ему непокорны. Чем дольше мы живем и чем больше мы видим людей, которые нуждаются в Евангелии и вере в Христа ради спа­сения, тем большую печаль и угнетение духа мы испытываем, когда размыш­ляем о вечном наказании. Однако мы должны помнить, что все, задуманное Богом и изложенное в Писании, справедливо. Поэтому мы должны остерегать­ся, чтобы нам не возненавидеть это учение или не начать сопротивляться ему, мы должны стремиться, насколько это возможно, признать, что вечное нака­зание справедливо и правильно, ибо в Боге нет никакой несправедливости.

Нам может помочь осознание того факта, что если бы Бог не осуществил вечного наказания, то Его справедливость не была бы удовлетворена, а Его слава не была бы явлена так, как Он считает необходимым. Возможно, нам поможет также мысль о том, что с точки зрения будущего мира необходимость и справедливость вечного наказания гораздо более очевидна. Иоанн слышит, как мученики на небесах восклицают: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6:10). Кроме того, при разрушении Вавилона, великий глас множества людей на небесах прославляет Бога за справедливость Его суда, ибо эти люди наконец увидели отвратительную природу зла такой, какова она есть:

...Аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему; ибо истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любо-дейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее... Аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков (Отк. 19:1-3).

Когда это произошло, «двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя!» (Отк. 19:4). Мы не можем утверждать, что все это множество спасенных людей и небес­ных животных морально не правы, когда они славят Бога за свершение воз­мездия над злом, так как все они свободны от греха и их моральное суждение угодно Богу.


1302 ___________________ Часть VII. Учение о грядущем ________________________

Однако в нынешнем веке мы можем так приветствовать справедливость Божью в наказании зла лишь при размышлении о вечном наказании сатаны и бесов. Когда мы размышляем о них, мы не испытываем инстинктивной люб­ви к ним, хотя и они также были сотворены Богом. Ныне они полностью пре­дали себя злу и находятся вне возможности спасения. Поэтому мы не можем желать их спасения, как мы желаем спасения всех людей. Мы должны ве­рить, что вечное наказание подлинно и справедливо, и все же нам следуетже-лать, чтобы даже те люди, которые особенно жестоко преследовали церковь, пришли к вере в Христа и избежали вечного осуждения.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Прежде вы думали о том, что верующие также предстанут на последнем
суде? Как теперь вы к этому относитесь? Как влияет на вашу жизнь осознание
того факта, что мы предстанем перед престолом Христа-Судьи? Как вы думаете,
что мы ощутим, когда все наши мысли и дела будут явлены в последний день?
Ощущаете ли вы страх, когда размышляете об этом дне? Если да, то подумайте
над текстом 1 Ин. 4:16—18:

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви (курсив мой. — У. Г.).

2. Вы задумывались раньше о приобретении сокровищ на небесах или о боль­шем вознаграждении? Если вы действительно верите в это учение, то каким об­разом, по вашему мнению, оно влияет на вашу жизнь?

3. Как вы думаете, что испытают те, кто будет участвовать вместе с Христом в суде над ангелами и над всем миром (см.: 1 Кор. 6:2,3)? Что говорит о нашем творении по образу Божьему и о плане Бога о нас тот факт, что Он допускает нас к участию в последнем суде? Что вы чувствуете в связи с этим по поводу вас самих и ваших отношений с Богом в вечности?

4. Подумайте о ваших друзьях-христианах в церкви. Как вы думаете, что вы почувствуете, когда увидите их перед Христом на последнем суде? Что они по­чувствуют, когда увидят вас перед лицом Христа? Ваши размышления о будущем суде оказывают какое-либо влияние на ваши взаимоотношения с братьями и се­страми во Христе сегодня?

5. Вы рады, что произойдет последний суд над верующими и неверующими? Вы осознаете справедливость Бога, или, по-вашему, во всем этом есть что-то не­правильное?

6. Вы убедились, что Писание учит о вечном осознаваемом наказании греш­ников? Когда вы размышляете об этом в связи с сатаной и бесами, вы чувствуете, что это справедливо?


Глава 55. Последний суд и вечное наказание ________________ 1303

7. Есть ли такие люди, которые вас обидели в прошлом и которых вам было трудно простить? Помогло ли вам учение о последнем суде простить этого человека?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: