Август 1921 г

Голод, жуткий, беспощадный голод в плодороднейших губерниях Советской России, в богатом Поволжье, в ог­ромной части житницы России, на Украине, в Донской области. Голод — уже не как непосредственный результат войны: расстройства транспорта, захвата запасов зерна белыми, разорения хлебных областей и т. и., а как великое стихийное бедствие, какое знавало человечество лишь во времена далекого варварства или упадка цивилизации.

Стихийное бедствие, вызванное засухой. Труды кресть­ян не дали желанных всходов, не налился золотым зерном отяжелевший колос, не удалось собрать богатых урожаев. Солнце, вместо того чтобы живительными лучами выхва­тить из земли увеличение народных богатств в виде хлеб­ных запасов, безжалостно спалило поля и засушило луга...

Целые села, гонимые призраком голода, готовы поки­нуть насиженные места, землю, напоенную трудовым по­том крестьянина и крестьянки, и всей семьей [двинуться] в путь на поиски «хлебного места»... Голод беспощаден, он не милует и детишек...

Дети, малютки пяти-шестилетки, бегут из дому одни в чужие города в надежде на то, что чье-то отзывчивое сердце, что семья трудового человека в неголодающей гу­бернии или детский дом, детская колония, детская ком­муна приютит малюток-беженцев, спасающихся стихийно от наступления беспощадного врага — царя-голода... О всех ужасах и страданиях трудового люда местностей, задетых голодом, не перескажешь.

Слова бледны и бессильны, чтобы рисовать эти кар­тины, но каждый, кто сам испытал хоть временно, что значит голодать самому или видеть, когда голодают, муча­ются, умирают медленной смертью свои близкие, когда гибнут дети, тот легко поймет, что мимо таких страданий нельзя пройти равнодушно, что долг каждого сознательного


члена трудовой республики вступить в борьбу с новым лю­тым врагом, который с неожиданной силой обрушился на Советскую трудовую Россию как раз в то время, когда со­циальные, классовые враги пролетариата и крестьянства «белые» всех группировок и наций уже не осмеливаются повести на нашу красную республику открытого наглого военного натиска.

Но чтобы отразить нападение такого стихийно-грозного врага, как царь-голод, надо понять прежде всего, где при­чина этого стихийного бедствия и чему она учит. Засуха — такова ближайшая причина голода, но за засухой стоит ряд других более общих и глубоких причин, которые преж­де всего должны еще раз научить нас, что без коммунизма человечеству не справиться с голодом. Засуха возможна только потому, что мы все еще хищнически, неумело ведем свое хозяйство, что мы беспощадно вырубаем леса — эти единственно верные хранители рек, а там, где реки мелеют, высыхают,— там нет влаги, нет испарений, а значит, нет и дождя. Засуха учит нас, что надо поднять наше сельское хозяйство на более высокую ступень развития, провести в местностях, подверженных засухе, оросительные каналы, добраться до запасов подпочвенных вод, так поставить технику земледелия, чтобы в случае надобности искусст­венно орошать поля и луга. Другими словами, это значит увеличить, усилить, удесятерить власть трудового челове­чества над природой, подчинить природу воле человека.

Но чтобы получить такую власть над природой, чтобы в широких рамках осуществить борьбу с засухой, чтобы так технически высоко поставить земледелие, чтобы ника­кой зной не был страшен землеробу и чтобы труды его не погибали бы, палимые солнцем, а лишь давали бы все ра­стущий урожай, для этого надо прежде всего осуществить ту новую ступень в организации народного хозяйства, провести тот единый хозяйственный план, какой осущест­вим лишь при полном торжестве коммунизма. Чтобы чело­век мог стать истинным владыкой над природой и подчи­нить ее себе, сделать природу своей послушной слугой, для этого надо, чтобы в обществе установились новые поряд­ки, чтобы не было больше неравенства классов, чтобы не шло бесполезное разрушение народных богатств войнами, чтобы все одинаково трудились и чтобы вся забота трудо­вого государства в самом деле направлена была на устрой­ство и возрождение народного хозяйства, а это возможно


только при торжестве коммунизма. Вот почему борьба с голодом и есть неуклонное следование по той револю­ционной линии, которую избрали рабочие, солдаты и кре­стьяне в памятные октябрьские дни. Бороться с голодом — значит строить новую жизнь, укреплять трудовое общество, защищать и отстаивать основы строительства коммуни­зма. Чем скорее сумеет трудовая республика наладить свое хозяйство и свою жизнь по-коммунистически, не на словах, а на деле, тем легче и успешнее пойдет работа по улучшению сельского хозяйства, по поднятию земле­дельческой культуры, а значит, по борьбе с засухой и дру­гими причинами, порождающими неурожай и голод.

Но строительство коммунизма требует времени, в год один этой задачи не разрешить, а муки голода не ждут, помощь голодающему народу не терпит отлагательства.

Голодает кто? Свой же брат — трудовой крестьянин с семьей, рабочий, ремесленник. Медлить нельзя... Дорог каждый час, дорог и каждый фунт хлеба, посланный в го­лодную губернию; фунт этот может спасти человека, уже стоящего на краю гибели... Надо проявить решительность, активность, товарищество и самоотверженность, т. е. те именно качества, какими в эти трудные годы гражданской войны всегда побеждала врагов отважная Красная Армия.

Нет ничего удивительного, что и на этот раз почин в борьбе с новым врагом — голодом — берет на себя в Одессе Красная Армия в лице отмеченной своим геройст­вом н-ской Московской дивизии. День своей второй годов­щины н-ская Московская дивизия отмечает не внешне — пышным торжеством — парадом, а поступком истинного товарищества, солидарности: дивизия организует день, це­ликом посвященный сбору в пользу голодающих крестьян и рабочих в задетых голодом губерниях. Но этого мало: красноармейцы и командный состав дивизии, полные чув­ств единения и братства со всеми теми крестьянами и рабо­чими, что терпят муки голода, отчисляют и свои пайки, свое жалованье, самоотверженно урезывая себя, чтобы помочь товарищам и одновременно облегчить первой в мире трудовой Советской Республике справиться с новой бедой, отразить удар еще одного нового стихийного вра­га — голода.

И как бы порою ни падали мы духом, видя все громад­ное неустройство нашего трудового государства, в котором работа по строительству коммунизма еще только в зачатке,


как бы ни страдали мы душою за новые и новые беды, по­стигающие трудовое население России, картина живого дружного почина борьбы с голодом, что возникает в одном городе за другим, говорит наглядно о том, что мы креп­ки, живучи и по-прежнему объединены великой силой солидарности и товарищества, какого нет у буржуазии... Когда же на врага — на голод наступает Красная Армия, тогда еще больше вероятно, что худшие последствия недо­рода — мы одолеем и устраним.

Пусть же праздник дивизии, чье имя дорого каждому сознательному рабочему и крестьянину, кто знает, как доб­лестно защищала дивизия Советскую республику от вра­гов классовых, от белых, поможет превратить этот день в торжество духа товарищества над новым врагом — го­лодом, днем богатых сборов и щедрых даней в общий ко­тел, чтобы накормить детей, стариков, больных и всех ра­ботников голодающих мест.

Слава красноармейцам н-ской Московской дивизии за их самоотверженное стремление побороть врага за то, что умели отнять у себя и поделиться с далекими, страдаю­щими братьями. Слава за их хороший почин в деле борьбы с голодом и помощи своей Советской трудовой республике.

Журнал «Воин револю­ции», 1921 г., № 2, стр. 3,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: