Норвегия и н а ш торговый баланс

Ноябрь 1923 г.

Какая выгода России углублять и укреплять свои тор­говые связи с Норвегией? Что может дать Норвегия? Се­ледку? Рыбу?

Таково ходячее представление обывателя о стране ви­кингов, былых властителей морей, когда-то державших в повиновении сам гордый, туманный Альбион. Знают еще обыватели, что Норвегия «замечательна своими фиор­дами».

Наши хозорганы, конечно, знают о Норвегии несколь­ко больше укороченных представлений обывателя. Но не подлежит никакому сомнению, что в орбиту торгового обмена России Норвегия втянута пока еще слабо.

Территориально ближе расположенная к нам Швеция, [которая] в период блокады России, естественно, стала той страной на севере, куда в первую очередь направлялись взоры хозяйственных организаций России, стремившихся оживить торговую связь России с миром и прорвать этим мертвящую петлю блокады.

Внимание наших центральных хозорганов стало до­катываться до Норвегии лишь за последний год. Однако и сейчас еще далеко не все хозяйственные организации тру­довой республики ясно себе представляют, какую именно экономическую выгоду может извлечь Россия из оживле­ния своего товарообмена с Норвегией. Достаточно указать, что на два с половиной миллиона жителей в стране насчи­тывается около 150 тысяч индустриальных рабочих и что торговый баланс Норвегии достигает полутора миллиардов крон в год.

В торговом балансе страны крупную роль играет фрах­тование норвежских судов. Активная сторона торгового баланса Норвегии сильно подкрепляется деньгами, кото­рые притекают в нее через кассы пароходных компаний. На одну тысячу жителей Норвегия насчитывает 455 нетто-


тонн — цифра, ставящая Норвегию на первое место по ве­личине тоннажа по отношению к числу жителей даже при сравнении со странами с высокоразвитым морским транс­портом — Англией, Голландией, Америкой и т. д. В 1922 году экспорт Норвегии достигал 790 миллионов норвеж­ских крон. Но 3740 судов в 2610 тысяч гросс-тоннажа, ра­зумеется, слишком значительная величина для норвеж­ской торговли; ясно, что морской транспорт Норвегии об­служивает преимущественно другие государства. Мотор­ные суда-теплоходы под норвежским флагом бороздят все моря и океаны. Газеты на всех языках мира пестрят объ­явлениями рейсов дальнего плавания норвежских судов: Христиания — Меджи, Христиания — Батавик — Сидней, Христиания — Сингапур — Гонконг и т. д. Всюду, куда планомерными рейсами заходят норвежские суда, натяги­ваются цепи стройных стрел, гудят лебедки, напрягаются чудовищные краны, чтобы погрузить в объемистые трюмы какой-нибудь норвежской «Тенерифы» товары со всех концов земного шара. Недаром называют Норвегию «миро­вым извозчиком»!

Морской транспорт — одна из баз хозяйственной жизни Норвегии. Но рядом развивается, крепнет, упрочивается и крупное фабричное производство. Ряд отраслей норвеж­ской индустрии работает на мировой рынок, выдерживая конкуренцию с соседними странами. К таким отраслям от­носятся: бумагоделательное производство, обработка дере­ва, химическая промышленность, механическое производ­ство по оборудованию лесопилен, обработке дерева и по производству бумаги, изготовление электрических прибо­ров, сельскохозяйственных орудий простейшего типа и т. д. Англия покрывает свой спрос на бумагу преимуще­ственно с помощью Норвегии. Крупнейшая фабрика бу­маги в Норвегии Борегорд завалена заказами на год впе­ред. Не менее интенсивно работает химическая промыш­ленность, едва поспевая за растущим мировым спросом. Остальные отрасли индустрии, выросшие, как грибы, за время мировой войны, ощущают на себе весь гнет тяже­лого финансового положения Норвегии вместе с давлением неблагоприятной мировой конъюнктуры. Темп дальней­шего развития норвежской индустрии замедляется. Выбра­сывается популярный сейчас в стране пароль: «Покупайте норвежские товары!» Изыскиваются способы «поощрить экспорт».


В связи с таким положением вещей взоры многих нор­вежских предпринимателей обращаются сейчас на Рос­сию. Как спасительный маяк заманивает промышленников и купцов растущий по емкости рынок Советской респуб­лики. Норвежская промышленность могла бы по ценам, выдерживающим конкуренцию мирового рынка, экспорти­ровать в Россию бумагу, целлюлозу, машины и другие предметы оборудования лесопилен и бумагоделательных фабрик, химические продукты и принимать заказы на суда. Россия может использовать высокий тоннаж Норве­гии, Россия может покрыть свою потребность в сельдях и рыбе норвежским товаром, как делала это до войны... Та­ковы надежды представителей норвежской индустрии, торговли и транспорта.

Если подходить к вопросу с точки зрения хозяйства, экономики России, в этих надеждах есть доля практи­ческого смысла. Втянув норвежский рынок в орбиту своих торговых операций в большей мере, чем это делала Россия до сих пор, Россия сможет не только приобрести в Норве­гии ряд товаров на условиях более выгодных, чем в дру­гих странах, но и увеличит этим число конкурентов, стре­мящихся разместить свои товары на русском рынке.

Но усиление импорта из Норвегии — лишь одна сторо­на вопроса, имеющая притом превалирующее значение не для России, а для Норвегии. В деле закрепления наших то­варных связей с Норвегией не меньшую роль играет вопрос нашего экспорта. В выигрыше Советская республика останется лишь тогда, если ее торговый баланс по отно­шению к Норвегии станет активным. До последнего года наши торговые сношения с Норвегией характеризовались пассивом. Мы закупали сельди, рыбу и другие товары в Норвегии на 16—18 миллионов норвежских крон (5—6 миллионов золотых рублей). Норвегия же экспортировала из России лишь самое незначительное количество товаров, главным образом малорослый лес по северному побережью, шкуры и т. д.

В настоящий момент картина торгового баланса Рос­сии с Норвегией резко изменилась. С момента заключения между норвежским правительством и советским правитель­ством договора на экспорт русского хлеба с депозитом в 50% на имя торгпредства Норвегии в целях закупки нор­вежских товаров без определения срока и спецификации товаров торговый баланс уже сейчас показывает перевес в


сторону нашего экспорта. Чем большее количество хлеба Россия сможет разместить в Норвегии, тем выше абсолют­ный актив в торговых взаимоотношениях с Норвегией. Другими словами, Норвегия будет закупать в России вдвое больше экспортных товаров, чем Россия у Норвегии.

Может ли Россия рассчитывать на Норвегию как круп­ный рынок сбыта? Благодаря существованию государст­венной хлебной монополии в Норвегии закупка хлеба про­изводится там весьма планомерно, сосредоточиваясь в ру­ках «диктаторов» по хлебному делу.

Если Норвегия (а намерение это налицо) покроет весь свой спрос на хлеб экспортом из России, нам удастся раз­мещать в год до 300 тысяч тонн ржи, не считая других хлеб­ных продуктов.

Изучение норвежского рынка позволяет сделать заклю­чение, что укрепление торговых операций между Россией и Норвегией, намечающихся за последние полгода, дол­жно послужить к выгоде хозяйственных интересов обеих стран и этим, несомненно, укрепить добрососедские отно­шения между обоими народами, которые, естественно, дол­жны принять более оформленный правовой характер.

«Известия», 16 ноября



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: