Октябрь 1927 г. Чем ниже спускаешься по партийной лестнице, чем глубже в массы рядовых членов партии, тем определеннее и резче отрицательное отношение к оппозиции 108

Чем ниже спускаешься по партийной лестнице, чем глубже в массы рядовых членов партии, тем определеннее и резче отрицательное отношение к оппозиции 108. Это яв­ление характерно. Враждебность, горькое до злобы раздра­жение на оппозицию царят в партийных низах. Объяс­нять это явление тем, что аппарат «зажал» массу, что за­душен ее истинный голос, как это делает оппозиция, нельзя уже по одному тому, что раздражение против оп­позиции носит массовый характер. А раз явление имеет характер массовый, надо искать корни глубже, в самом «бытии» и умонастроении массы.

В партии, как и в каждом коллективе, всегда в данный момент и при наличии определенной обстановки преобла­дает то или иное умонастроение, всегда есть своя «душа». Как бы силен ни был аппарат, руководящий коллективом, если между политикой и направлением аппарата и на­строением преобладающей, широкой низовой части членов коллектива существует разнобой, этот разнобой скажется прежде всего в том виде, в каком масса реагирует, откли­кается на явление.

Горечь, враждебность и раздражение, с которыми в низах партии встречаются выступления оппозиции, вы­званы определенным духовно-умственным ростом масс, и притом ростом в сторону закрепления коллективист­ского мышления.

Союз, празднующий свое десятилетие, переживает и медовый месяц своей строительной горячки. Рабочие, пере­довое крестьянство по горло заняты насущным и важным делом: образование новых форм хозяйства, быта, установ­ление новых взаимоотношений частей государственного и хозяйственного организма. И вся эта работа сосредоточи­вается в неисчислимых коллективах: в советах, союзах, ко­миссиях, комитетах. Нигде в мире коллективистское


начало работы не имеет такого яркого преобладания над инициативой одного человека, как у нас в Союзе. Зачастую получается загромождение коллективными органами, за­трудняющими единичный почин, но это вопрос уже иного порядка; важен факт, что все эти коллективные начина­ния воспитывают и новый подход к жизни масс, новую идеологию. Масса приучается к тому, чтобы уже не пола­гаться на «вождей», а додумываться до всего самой, кол­лективными усилиями. Надо только приглядеться, как сейчас ведутся собрания, даже самых малоподготовленных организаций. Каждый из присутствующих, в отдельности взятый, может быть и «маленький человек», нет у него ей особых заслуг в прошлом, ни особого блеска знаний; а между тем он бросает на заседании именно то нужное, дельное словцо, которое что-то прибавляет к работе. Ко­мочки мыслей, комочки предложений. А в итоге — солид­ная глыба практических, продуманных решений и заданий.

Но раз решение принято, коллектив уже твердо тре­бует, чтобы это решение не нарушалось. Выросла, окрепла требовательность коллектива к тому, чтобы с его волей, его решениями считался всякий, от мала до велика. Это — здо­ровая реакция организующего начала, побеждающая неизбежную широчайшую «самодеятельность» мелких кол­лективов и отдельных лиц в эпоху гражданской войны, когда эта самодеятельность вырождалась порою в анархи­ческий индивидуализм. Тогда была другая эпоха: проявле­ние «самочинности» иногда спасало положение. Сейчас пе­риод строительства, и прежде всего нужно единство не только в действиях, но даже в мышлении. Масса здоровым инстинктом это стихийно понимает. И потому-то так воз­мущает ее оппозиция. Оппозиция нарушает с трудом нала­женную спайку коллектива, оппозиция переступает основ­ное требование масс: соблюдение дисциплины. Именно групповая, коллективная работа вырабатывает совершенно особое, новое понятие о значении дисциплины — не как подчинение «приказу», а как слияние своей воли с волей коллектива. Дисциплина — это цемент, скрепляющий люд­ские кирпичи в единое, мощное здание коллектива.

Враждебность, с которой партийные низы встречают самое слово «оппозиция», вызывается в значительной мере тем, что оппозиция, по стихийному ощущению партийной массы, действует «анархически».

Массу доводит до крепкого гнева то, что оппозиция, на-


рушая ее волю, вместе с тем говорит от ее имени, от имени массы. «Подумаешь, какие защитники наши нашлись! — слышишь среди рабочих.— Кто их уполномочил? Мы ду­маем по-иному. Если мы чем недовольны — сами в партии отстоим, проведем».

Такие настроения ничего общего не имеют с «нажимом аппарата».

Масса не верит оппозиции. Все заявления оппозиции она встречает «со смешком». Неужели оппозиция думает, что у массы память так коротка? Если и встречаются недо­четы в партии, в линии политики, кто же, как не сами вид­ные члены оппозиции, их устанавливали и проводили? Вы­ходит так, что политика партии и строение партаппарата стали никуда негодными лишь с того дня, как с волей пар­тии разошлась группа оппозиционеров. Пахнет подтасов­кой: бьют по аппарату, по политике партии, а на самом деле вопрос идет о руководство... И масса с раздражением отворачивается.

Не верит масса оппозиции еще и потому, что массе всегда претит беспринципность. Сначала совершенно непо­нятный для неискушенных в политике рядовых членов партии блок вчерашних противников. Потом еще менее понятное массе торжественное, письменное обещание оп­позиции подчиниться воле партии, своего рода честное слово коммуниста, на другой день нарушенное. Иезуит­ское правило «цель оправдывает средства» не может быть правилом для членов одного и того же коллектива. Нельзя построить коллектив, если нет доверия к слову его членов, если нельзя положиться на обещания...

Такие поступки ярче слов говорят массе: кто не сдер­жал слово перед коллективом, тот уже фактически не с нами... Масса не прощает игры с коллективом, «обходных» путей. Масса, с таким трудом, с такими усилиями преодо­левающая разъединяющее влияние мелкобуржуазного ин­дивидуализма, никогда не поймет, не потерпит и не про­стит тех, кто нарушает взятые на себя обязательства перед коллективом.

Масса не приемлет дезорганизаторского нарушения дисциплины и единства со стороны оппозиции. Масса не верит в оппозицию и не прощает ей иезуитского полити­канства с партией.

Масса с резкой враждебностью отмежевывается от кри­тики и положений оппозиции — они не соответствуют тем


настроениям, которые преобладают в гуще партийных низов.

А если оппозиция не слышит чутким ухом умонастрое­ния масс (сила В. И. Ленина была именно в том, что он всегда умел слышать, что требует, чего добивается, чего хочет масса) — как же ей не оставаться побежденной? Нельзя безнаказанно стремиться прорвать волю коллек­тива своей «групповой волей». Те, кто пытается это сде­лать, перестают быть «своими» для массы.

Масса считает, что живой дух «коллективного демокра­тизма», находящийся в противоречии с мелкобуржуазным пониманием демократизма, проявится у оппозиции лишь тогда, когда оппозиция захочет понять, что решение Пле­нума ЦК есть отражение воли масс партийного коллек­тива. И поняв это, оппозиция перестанет подрывать един­ство партии и идти вразрез с настроением и волей миллион­ного партийного коллектива.

«Правда», 30 октября



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: