Понятие и природа государства

Индивиды и общности для представительства и защиты своих общезначимых интересов создают политические институты, и посредством их удовлетворяют такие потребности, для которых индивидуальных ресурсов не достаточно.

Государство является наиболее важным институтом политической системы страны, поскольку оно распоряжается ресурсами всего общества. Это позволяет ему строить общую форму политических отношений. Термин «государство» обычно употребляют в двух значениях. В одном значении – это общество, расположенное на определенной территории. В другом значении – это организация, обладающая верховной властью в данном обществе. В этом смысле мы и будем рассматривать государство.

Наличие двух значений термина «государство» связано с двумя традициями развития содержания этого понятия. Первая традиция зародилась в античности. Например, Аристотель видел в государстве форму политического общения, союз равных граждан ради общего блага. Эта традиция доминировала в политической мысли до XVI века, хотя и позже ее придерживались многие мыслители. Это употребление понятия и сейчас широко используется.

С XVI века начинает господствовать другая традиция, которая связана с творчеством французского ученого Жана Бодена (1530-1596). Государство теперь предстает как орган политической власти, посредством которого осуществляется руководство обществом. Понятие «государство» стало обозначать систему институтов управления. Элементами этой системы выступают чиновничество, полиция, армия, суды и т.д. Эта система централизованного управления постепенно подчинила себе все другие общественные институты, а в Вестфальском мирном договоре (1648) впервые было сформулировано понятие государственного суверенитета.

В связи с этими традициями и их вариациями природа и сущность государства в политической мысли понимались по-разному. Наиболее распространёнными теориями являются: патриархальная, теократическая, социально-экономическая, теория общественного договора и теория завоевания (насилия).

Патриархальная теория рассматривает государство как большую семью, созданную на основе добровольного слияния малых семей под покровительство общей власти. Такую позицию, в частности, высказывал Конфуций и Аристотель. Государство в этой теории выступает как развитая форма патриархальной, т.е. отеческой власти. Поэтому родная страна – это Отечество. В нем власть осуществляется от имени всех и к всеобщей пользе.

Теократическая теория рассматривает государство как Божий промысел. Верховные правители обожествлялись. Подчинение людей правителям есть следование воле Божьей.

В Новое время возникли договорные теории появления государства. В них утверждается, что государство появилось в результате сознательного и добровольного соглашения между людьми, которые в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни передают свои права на свою защиту социальному посреднику. Государство рассматривается как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтовали между собой.

Теория насилия объявляет государство как орган управления победившего племени над другими племенами, как орган, обеспечивающий эксплуатацию побежденных народов.

Марксизм представляет социально-экономическую теорию. В соответствии с ней, государство – это институт господства победившего класса. Вследствие разделения труда и появления частной собственности общество раскалывается на непримиримые классы. Экономически господствующий класс создает государство, которое узаконивает и упрочивает угнетение других классов.

Во всех этих теориях государство рассматривается как политический институт, который призван интегрировать различные общности определенной страны. Поэтому основными признаками любой страны являются: территория и население.

Территория – это географическое пространство, на котором сосредоточены все материальные ресурсы страны, за исключением людей. Сюда включается суша, недра, воздушное и водное пространство. Страна должна иметь четко обозначенные границы, в пределах которых существует данное общество. Без территории страны не существует. Поэтому из-за нее и возникают все внутренние и внешние конфликты. А одним из главных национальных интересов является сохранение территориальной целостности.

Население – это сообщество людей, проживающее на данной территории. Оно реализует материальные и духовные коллективные ресурсы и уполномочивает государство на распоряжение ими. Целостность населения, взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства. Без граждан нет ни страны, ни, тем более, государства.

Государство, как политический институт, не владеет ни территорией, ни населением. Оно лишь представляет коллективные интересы населения страны. Поэтому эти основные признаки страны не являются отличительными признаками государства, как института. Любой другой социальный институт представляет интересы соответствующей совокупности людей, т.е. своего рода «населения» фирмы, партии, конфессии, академии и т.д. Эти люди подчиняются правилам внутреннего распорядка, действующим на определенной территории.

Государству, как одному из политических институтов общества, но при этом основному, принадлежит особый вид политической власти. Это – суверенная публичная власть. Она представляет собойсовокупное могущество всего населения страны. Суверенность означает верховенство и независимость государственной власти от других видов власти, как внутри страны, так и за ее пределами. Но поскольку государство – это лишь политический институт, призванный организовывать общественную жизнь страны, то данный суверенитет предоставлен населением страны. Например, в нашей стране, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».[13]

В отличие от органов управления в политических системах других масштабов (региональных, корпоративных, в том числе религиозных, профессиональных и других) государство опирается только на систему правовых институтов. При регулировании отношений не должны браться в расчет религиозные догматы какой-либо конфессии, корпоративная этика служащих в любых проявлениях, традиции и обычаи населения.

Таким образом, государство – это форма организации политической власти, обладающая суверенитетом и управляющая обществом страны только посредством системы права и правовых институтов.

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и другие функции. Среди внешних функций следует выделить функции обороны своей страны и взаимного сотрудничества с другими странами посредством их государств и неправительственных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: