Принципы функционирования органов политической власти

Правители, распоряжающиеся политической властью, всегда стремились к монополизации своего воздействия на общество. Поэтому в качестве противодействия этой тенденции в демократичных сообществах принято осуществлять разделение органов власти. Принцип разделения органов власти позволяет отделить государственную власть от общественной власти, структурировать саму государственную власть с тем, чтобы демократизировать ее, подчинить закону и сделать более эффективной. Этой цели служил проект разделения единой государственной власти на взаимосвязанные ветви, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга.

Один из первых проектов был предложен Дж. Локком. Ш. Монтескье создал теорию разделения властей в ее современном виде. Государственная власть в ней делилась на законодательную, исполнительную и судебную. В этой системе высшей власти недоставало ещё одного субъекта, который мог бы выступать координатором в функционировании отдельных ветвей власти. Поэтому эта схема обычно дополняется центральной фигурой – властью монарха или президента.

Отношения между ветвями власти регулируются соответствующими законами, положениями конституции, традициями политической культуры общества, но нередко складываются отнюдь не гармонично. Принцип разделения ветвей власти – это рациональная организация политической власти в демократическом государстве, в соответствии с которым осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой политической власти через систему сдержек и противовесов. Демократизация власти связана с возникновением социального контроля, критики и поддержки власти обществом, получившего для этого специальный инструмент – прессу. В XX веке средства массовой информации превратились в «четвертую власть», которая реально воздействует на политическую жизнь.

Функционирование органов политической власти в различных обществах осуществляется так же на базе других принципов суверенитета и легитимности.

Суверенитет означает верховенство и независимость органов государственной власти. Верховенство государственной власти представляет собой исключительное право государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Здесь же подразумевается верховенство над любыми политическими образованиями внутри своего государства и независимость от других государств. Однако суверенитет не означает бесконтрольности государства со стороны общества. Функционирование органов власти должно осуществляться в соответствии с законом, а суверенитет регулироваться законом. В федеративных государствах существует суверенитет субъектов федерации в рамках разделения полномочий с центральными (федеральными) органами власти. Аналогично можно говорить о суверенитете местных органов власти, общественных, негосударственных и других организаций в рамках, определенных законами.

Понятие «легитимность» означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лиц (правителей) на осуществление властных функций. Она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, то есть лояльности, со стороны большинства членов сообщества. Ведь в любом обществе всегда находятся люди, которые стоят в оппозиции к правителям.

Выделяют несколько видов легитимности. Наиболее важным фактором признания обоснованности правления выступает формирование органов власти на основе законности. Это структурная легитимность (первый вид). Она называется так потому, что определяет структуру политической системы. Такая легитимность может выступать в двух формах. Во-первых, традиционная легитимность, которая подразумевает общественное признание правителей, получивших власть в соответствии с традициями и обычаями данного сообщества. Это может быть власть старейшин, вождя (наиболее авторитетного лидера) или монарха. Во-вторых, чаще встречающаяся в демократичных сообществах легальная легитимность, то есть общественное признание передачи власти в соответствии с установленными законами о выборах органов власти.

Однако приобретение правителями полномочий на законной основе ещё не гарантирует им сохранение доверия и поддержки, т.е. легитимности. Злоупотребление властью, нарушение законов и представлений граждан о справедливости, неэффективность органов власти в управлении обществом способны вызвать политический кризис, подрыв доверия, т.е. утрату легитимности. В устоявшихся демократиях кризисы легитимности разрешаются цивилизованно. Для этого предусмотрены процедуры отстранения от власти потерявшего авторитет правителя. Например, нарастание внепарламентских форм политической активности (митинги, шествия протеста и т.п.) может привести к добровольной отставке политических лидеров, досрочным выборам, проведению референдума и т.д.

Другой тип доверия к органам власти – харизматическая легитимность. Она базируется на вере в особый талант лидера, который претендует на доступ к политической власти, на вере в его харизму – божественный дар, благодать. Доверие граждан в этом случае носит эмоциональный характер и основано на личной симпатии к лидеру. При этом с обеих сторон принижается значение правовых норм. Харизматический способ легитимации правителей часто используется в периоды революций, когда новые органы власти не могут опереться на закон или традицию.

Эти типы легитимности являются идеальными моделями. В политической практике они переплетаются и дополняют друг друга. В настоящее время появляются и новые типы легитимности. Усиление национализма привело к появлению так называемой этнической легитимности, формированию властных структур по национальному признаку. Эту разновидность можно отнести к роду легальной легитимности, где на выборах явно или не явно используется ценз национальной принадлежности.

Степень легитимности, то есть доверия к правителям, количественно установить достаточно трудно. Однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы для этой цели. Среди них можно выделить: уровень принуждения, необходимый для выполнения управленческих функций со стороны правителей; характер попыток замены представителей органов власти, проявления гражданского неповиновения (бунты, забастовки и т.п.); результаты выборов; результаты опросов и другие показатели.

Власть – это волевое отношение между людьми. Она не может сама производить какое-либо действие. Это действие производят люди, обладающие властью, по отношению к другим людям. Властные действия не могут производить предметы. Поэтому выражения типа «власть денег» или «власть вещей» – всего лишь метафоры. Не может власть применяться и к предметам. Поэтому выражение типа «власть над природой» – то же метафора.

Вопросы для повторения:

1. что такое власть?

2. каковы основные подходы к происхождению власти?

3. каковы виды властных ресурсов?

4. каков смысл политической власти и в каких видах она выступает?

5. каковы принципы функционирования политической власти?

6. являются ли должностные лица властью?

Тема 1.6. Политическая система общества.

Понятие «система» ввел в научный оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи(1901 - 1972) в 20-х годах XX века для обо­значения процессов обмена клетки с внешней средой. Он рас­сматривал систему как совокупность взаимодействующих элемен­тов, как целостность. Система развивается благодаря тому, что реагирует на воздействия извне и на требования своих внутренних элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: