Цветовой круг

Перед вами стандартный цветовой круг художников (рис. 1). В данном круге красный цвет располагается против зеленого, синий против оранжевого, желтый против фиолетового. Если вы сравните цветовой круг с подобными штуками в компьютерных программах, то сравнение просматривается весьма условно. Видимо, это связано с длиной волны и математическими моделями (почему на гитаре лады разные, а у пианино клавиши одинаковые).

Рис. 1. Цветовой круг художников

В приведенном цветовом круге специально указан треугольник. Он выделяет основные цвета, триаду. Имея три эти краски, художник может составить практически любой цвет. Когда-то в юные годы, учась в художественном училище, я озадачился этим и избавил ради эксперимента палитру от остальных красок. Результат оказался потрясающим в том смысле, что работы очень много приобрели по качеству и цельности цвета, а мышление заработало совершенно в другом направлении. От простой раскраски я почти сразу перешел к творческой, разумной работе с цветом. Могу добавить и то, что все-таки пришлось добавить на палитру белила и черную (свет и тон).

Используя эти три цвета, можно получить оранжевый цвет путем смешения красного и желтого, фиолетовый — синего с красным, зеленого — желтого с синим. Смотрите на рис. 1 — именно они находятся между тремя основными цветами. Такие составные цвета второго уровня называются дополнительнымицветами. А потому что, работая в паре с противолежащим по кругу основным цветом, они образуют акцентную пару, максимально усиливая основной цвет, его звучание. Обычно в такой паре основного цвета с дополнительным (противолежащим по кругу) более теплый цвет должен определять первый план, а более холодный — второй план (рис. 2).

Рис. 2. Противолежащие цвета

Оранжевый цвет на синем будет великолепно, а синий на оранжевом — немного дырой в нашем пластическом пространстве.

Разумеется, это пока еще не гармония. Это напряжение, максимальный акцент, вызванный противостоянием цвета. Для белого это будет черный, и наоборот. Но прекрасный пример поиска цветов по цветовому кругу.

Цветовой круг художника показан на рис. 3. Это примерная модель, как ее видят художники, натурально работающие кистями и красками.

Рис. 3. Цветовой круг художника

Второй круг (рис. 4) это модель RGB. Если масляными красками для получения зеленого я должен смешать желтый и синий цвет, то на экране монитора нет основного желтого, а есть зеленая пушка с электрончиками, попадающими на маску экрана в отведенные им дырочки. Не буду хвалиться, что я до конца понимаю, как образуется цвет на мониторе, поэтому постараюсь в этом аспекте темы цвета касаться как можно меньше.

Рис. 4. Цветовой круг на компьютере

Так вот на втором кружочке (рис. 4), как и положено на цветных мониторах, триаду составляют зеленый, красный и синий. И для людей с классическим художественным образованием подобная палитра «имеет быть большой проблемой». Без привычки, конечно. В нашем случае о живописных палитрах мы забудем, а будем рассматривать только то, что применимо к компьютеру.

Цветоощущение — воздействие света на рецепторы сетчатки глаза, затем автоматическая интерпретация мозгом длины волны, разницу в которых мы и ощущаем как оттенки цвета. Для нормальной интерпретации цвета нужен определенный уровень яркости объекта. То есть в сумерках мы больше ощущаем свет как тон, и почти не ощущаем как цвет. Чтобы еще больше все запутать, скажу — то, что мы видим как цвет, ощущаем как цвет, это отраженный от предметов свет с определенным спектральным набором. Что есть красный кубик при ярком солнечном освещении? Это предмет, который поглощает все уровни спектра, за исключением красного. Вот этот отраженный красный мы и видим. Это из школьной программы по физике. Как видите, я ее в школе учил так же плохо, как и вы.

Реально на экране монитора, и на странице красивого журнала мы видим мозаики из цветных точек, но наши глаза и мозг имеют склонность к обобщению и смешиванию и посему мозаики превращаются в красивые картинки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: