Понятие, цели и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста асоциальной направленности поведения детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ставят перед современной реабилитационной практикой задачи поиска путей, методов и технологий работы. Детям, относящимся к категории безнадзорных и беспризорных необходимо оказывать различные виды помощи, в том числе и социально-педагогическую помощь.

Социально-педагогическая помощь определяется нами как комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать. И ее содержание включает реализацию диагностического, консультационного, практического, прогностического и социально-реабилитационного компонентов. Оказать ребенку социально-педагогическую помощь – это значит помочь ему снизить эмоционально-психическое напряжение, вызванное его социальной дезадаптацией, снять у него страх в общении со сверстниками и взрослыми, вызванный у него чувствами ущербности и ненужности, укрепить способность ребенка к произвольным действиям и волевым усилиям, придать ему уверенность в своих силах и возможностях в учении, игровой деятельности, общении и труде. Таким образом, одним из компонентов социально-педагогической помощи является социально-педагогическая реабилитация.

Реабилитационная педагогика – это научное направление, объединяющее медицинские, психологические, общепедагогические и дефектологические знания.

В современной России реабилитационная педагогика пока еще находится на стадии формирования. Хотя идеи о преодолении подростковой дезадаптации, как основном источнике решения проблем реабилитации детства можно найти в трудах педагогов прошлого. Еще в средневековье, в разных странах создавались специальные учреждения, оказывающие помощь беспризорным, больным, дезадаптированным детям и подросткам, хотя эта деятельность и не называлась реабилитационной.

Современное понятие реабилитации включает в себя систему медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, направленных прежде всего на создание условий для интеграции или реинтеграции индивида в жизнь общества. Реабилиация предполагает активную позицию общества по отношению к личности.

В литературе достаточно много говориться о медицинской составляющей реабилитации (Осадчих А.И., Храпылина Л.П.); социальной реабилитации различных категорий граждан, в том числе и детей (Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., Иващенко Г.М., Кантонистова Н.С., Плоткин М.М., Дулинова Л.Т., Четвергова Л.П.); психологической реабилитации граждан, оказавшихся в социально опасной ситуации (Манова – Томова В.С., Пирьев Г.Д., Пенушлиева Р.Д.). Социально-педагогический аспект реабилитации рассматривается в работах Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, Р.В.Овчаровой, М.М. Плоткина, Г.И. Камаевой.

Интенсивное развитие в последнее время социально-педагогической составляющей реабилитации в России обусловлено рядом причин:

- во-первых, поиском новых подходов к обучению и воспитанию, способных снизить рост числа социально дезадаптированных детей и подростков;

- во-вторых, логикой развития самой педагогической науки, где все больше проявляются тенденции к интеграции, комплексности и вместе с тем дифференциации в научном познании;

- в-третьих, новыми ценностями в образовании и воспитании, прежде всего их индивидуализацией, выражением которой и становится комплексная социально-педагогическая реабилитация, предполагающая, что каждый ребенок в этом мире может и должен стать ценной личностью;

- в-четвертых, потребностями сформировавшейся в России широкой сети социально-реабилитационных учреждений, в методическом, кадровом, научно-теоретическом и технологическом их обеспечении.

Содержание понятия социально-педагогическая реабилитация раскрывается в научных исследованиях либо как процесс, либо как комплекс или система мер, направленных на помощь ребенку в том, что бы он стал полноценной, социально полезной личностью. Рассмотрение реабилитации как процесса чаще используется в аспектном отражении, особенно когда речь идет о психолого-педагогической реабилитации, в рамках медицинской, социальной и юридической деятельности реабилитация чаще всего трактуется как комплекс мер.

Мы понимаем под социально-педагогической реабилитацией процесс формирования личностных качеств, активной жизненной позиции, навыков самообслуживания, правил поведения в обществе, интереса к получению образования. По нашему мнению, именно определение социально-педагогической реабилитации как целенаправленного процесса позволяет охарактеризовать системность и комплексность этого понятия, раскрыть его основные характеристики, а именно: целенаправленность, протяженность во времени, многоаспектность. Понимание социально-педагогической реабилитации как процесса позволяет включать сюда и аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии ребенка.

Социально-педагогическая реабилитация понятие комплексное, она включает в себя четыре основных аспекта: социальный, педагогический, психологический и социокультурный.

Социальный аспект реабилитационного процесса включает в себя деятельность по социально-бытовой адаптации детей и подростков и восстановлению способностей их полноценного социального функционирования. Социальная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий индивида, укрепление его социальной сети.

Непосредственно педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего характера, направленные на то, что бы ребенок овладел по возможности знаниями, умениями, навыками самоконтроля и осознанного поведения, получил необходимый уровень образования. Важнейшей целью этой деятельности является выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется так же профессиональная ориентация несовершеннолетних, обучение их соответствующим трудовым навыкам и умениям. Наличие образования и востребованной обществом профессиональной направленности в значительной мере является путем и средством восстановления и повышения социального статуса дезадаптированного ребенка.

Психологическая составляющая реабилитационного процесса направлена на укрепление активной жизненной позиции ребенка, преодоление страха перед действительностью, коррекцию асоциальных и формирование социально одобряемых ценностных установок.

Важный элемент реабилитационной деятельности составляет социокультурная реабилитация, направленная на удовлетворение блокированной у дезадаптированных подростков потребности в информации, получении социально-культурных услуг, доступных видах творчества. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая подростков к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

Реабилитация невозможна без восстановления ребенка в статусе и дееспособности, в психолого-педагогическом смысле это означает восстановление ребенка как социального субъекта и как субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Этот процесс связан не только с преодолением социальной дискриминации безнадзорного ребенка, но и с изменением представлений ребенка о самом себе – изменение его «Я-концепции».

Основными задачами социально-педагогической реабилитации являются:

- выявление источников и причин социальной дезадаптации;

- психолого-педагогическое изучение ребенка, особенностей его личности и взаимоотношений с социумом;

- обеспечение нормальных бытовых условий проживания;

- оказание психологической помощи по ликвидации кризисной ситуации;

- разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ реабилитации;

- формирование у несовершеннолетних мотивации на субъектное включение в реабилитационный процесс;

- обеспечение непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий;

- восстановление нарушенных семейных связей и взаимоотношений;

- отслеживание дальнейшей судьбы ребенка, после окончания реабилитационного процесса.

Каждая наука, ее область и соответствующая ей отрасль практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами – основными исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Каждый принцип реализуется через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя. В противном случае деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотношение теоретических положений, воплощенных в закономерностях, с практикой организации реабилитационного процесса.

Принципы социально-педагогической реабилитации – это те основные требования, правила, нормы, которые должны предъявляться содержанию, формам, методам реабилитационной работы, обеспечивающим формирование рефлексивной позиции ребенка и его субъектное включение в процесс реабилитации.

Принципами социально-педагогической реабилитации, определенными в ходе нашего исследования являются:

Принцип дифференцированности и индивидуализации помощи каждому ребенку – процесс социально-педагогической реабилитации ориентируется на конкретную личность ребенка с ее потребностями, интересами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями.

Условиями реализации данного принципа являются:

- изучение потребностей, интересов и способностей каждого конкретного ребенка;

- выявление положительных качеств ребенка и опора на них;

- создание благоприятного эмоционального фона субъектного взаимодействия ребенка и взрослого.

В практике организации реабилитационного процесса данный принцип отражается в следующих правилах:

- изучение ребенка, его личности и индивидуальных характеристик должно носить мониторинговый характер;

- положительные качества, имеющиеся у ребенка, можно выявить только в условиях доверительного взаимодействия с ним;

- положительные эмоции способствуют мотивации ученика на совместную деятельность;

- развитие творческих способностей школьника возможно в условиях эвристической среды, его окружающей.

Принцип субъектности включения ребенка в реабилитационный процесс – означает ориентацию на формирование рефлексивной позиции ребёнка в ходе субъектного включения его в реабилитационный процесс.

Условия реализации данного принципа:

- развитие устойчивой системы отношений ребенка к окружающей социальной действительности;

- формирование адекватной самооценки;

- субъектная включенность в реабилитационный процесс на основе стремления измениться к лучшему.

Этот принцип отражается в ряде правил:

- привычка к анализу произошедших событий;

- стремление развить свои волевые качества;

- умение управлять своим эмоциональным состоянием;

- умение не только принимать решения, но и выслушать мнение взрослых и сверстников по их поводу.

Принцип комфортности самочувствия ребенка в ближайшем окружении – означает создание эмоционально положительной атмосферы в ближайшем окружении, чувства защищенности и поддержки.

Условиями реализации данного принципа являются:

- изучение личностных особенностей реабилитанта;

- изучение отношений в группе;

- наблюдения за изменениями эмоционального состояния подростка и их анализ;

- развитие навыков самоконтроля и самоуправления.

В практике организации реабилитационного процесса данный принцип отражается в следующих правилах:

- пресечение проявлений агрессии;

- развитие толерантности;

- приоритетное воздействие на сферу саморегуляции ребенка и его волевые качества.

Принцип создания условий для самореализации ребенка в реабилитационном процессе – означает создание условий для реализации социально значимых свойств и качеств личности.

Условия реализации данного принципа:

- изучение подростка, особенностей его личности и проявления индивидуальности;

- создание комфортных условий взаимодействия в группе;

- поощрение успехов и достижений ребенка.

На практике данный принцип реализуется в следующих правилах:

- социальная значимость увлечений ребенка;

- позитивная направленность интересов личности;

- удовлетворение от общения со сверстниками;

- наличие положительных эмоций в процессе совместной деятельности.

Принцип включения ребенка в деятельность соответствующую его интересам и потребностям.

Условиями реализации данного принципа являются:

- изучение интересов и потребностей ребенка;

- поддержка и развитие творческого потенциала личности;

- организация различных видов деятельности, в которых этот потенциал может реализоваться.

В практике организации реабилитационного процесса данный принцип отражается в следующих правилах:

- добровольность участия в деятельности;

- приоритет социально значимых видов деятельности;

- поощрение достижений;

- уменьшение значимости неудач;

- формирование уверенности в своих силах.

Эффективность социально-педагогической реабилитации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по нашему предположению, будет эффективной, если будут соблюдаться следующие условия:

1. Формируется особая реабилитационная среда, состоящая из внутреннего и внешнего поля реабилитации;

2. У несовершеннолетнего формируется система внутреннего самоконтроля, обеспечиваемого интериоризацией социальных норм и ценностей;

3. У реабилитанта формируется установка на адекватную самооценку и позитивность образа «Я».

Рассмотрим эти условия подробнее. Одним из выдвигаемых нами условий эффективности процесса социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является формирование особой реабилитационной среды. Это объясняется тем, что реабилитационная деятельность, будучи комплексной, должна осуществляться различными субъектами, чья деятельность связана с оказанием помощи и сопровождением детей.

В рамках стационарного реабилитационного учреждения должна создаваться определенная средовая ситуация, способствующая повышению эффективности реабилитационного процесса. Исходя из определений социальной и воспитательной среды, даваемых различными авторами, данная средовая ситуация может быть обозначена как реабилитационная среда. Понятие реабилитационной среды будет в этом случае более узким по отношению к понятию социальная среда, т.к. оно ограничено рамками взаимодействия субъектов именно реабилитационного процесса, и будет так же являться подчиненным по отношению к понятию воспитательная среда учреждения, т.к. отражает в себе лишь часть воспитательного процесса – процесс реабилитационный.

Традиционно, реабилитационная деятельность считается специфической и требующей особых условий ее осуществления, поэтому для оказания данного вида социально-педагогической помощи создаются специальные учреждения – реабилитационные центры различной направленности. Реабилитационные учреждения для безнадзорных детей и подростков чаще всего являются закрытыми учреждениями. Средовая ситуация в них характеризуется следующими признаками: ограниченность связей с внешним миром, фиксированность жизненного пространства, зависимость от персонала, публичность проживания, регламентированность жизни в учреждении. Тем не менее, данные факторы должны не просто учитываться при организации реабилитационного воздействия, но и использоваться для создания эффективной реабилитационной среды, содержание которой обеспечивается созданием атмосферы поддержки, сотрудничества, реализации интересов и возможностей, т.е. определенного «реабилитационного поля», которое можно охарактеризовать как внутреннее, по отношению к реабилитационному учреждению.

Среди методических приемов создания внутреннего реабилитационного поля можно выделить:

- расселение детей с учетом характерологических особенностей,

- формирование учебных групп в соответствии с уровнем подготовки детей и их возможностями в получении образования,

- создание микросоциальных групп для трудовой деятельности,

- организация содержательного, развивающего и развлекательного досуга.

Таким образом, внутреннее реабилитационное поле понимается нами как организованное использование средовых факторов учреждения, способствующее созданию системы продуктивных взаимоотношений между всеми участниками реабилитационного процесса. Организующая роль в данном случае принадлежит специалистам реабилитационного учреждения, в функции которых входит всестороннее изучение детей, начиная с первых дней их пребывания в учреждении, формирование различных микросоциальных групп для решения задач обучения, организации досуга и коммуникации.

Но необходимо помнить и о том, что реабилитационный процесс не заканчивается вместе с выпуском ребенка из стационарного реабилитационного учреждения. Поэтому не менее важной задачей является и организация внешнего реабилитационного поля, которое включает в себя различные социальные институты, учреждения и организации, в которые реабилитант попадет после выпуска. Наиболее важной задачей для специалистов реабилитационных учреждений в этом плане будет обеспечение преемственности направления реабилитационных мероприятий. Основными методическими приемами при этом будут:

- организация взаимодействия с семьей воспитанника,

- установление контакта с учреждениями образования, социальной защиты и министерства внутренних дел, которые будут влиять на жизнь ребенка после выпуска,

- написание характеристик с указанием результатов реабилитационной деятельности в учреждении и определением дальнейшего вектора реабилитационного воздействия.

Таким образом, внешнее реабилитационное поле понимается нами как использование внешних социально-средовых факторов для обеспечения преемственности в организации реабилитационного воздействия на ребенка с целью повышения эффективности его социально-педагогической реабилитации в целом.

Следующим условием эффективности процесса социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по нашему мнению является формирование у ребенка системы внутреннего самоконтроля, обеспечиваемого интериоризацией социальных норм и ценностей. Выдвижение этого условия объясняется тем, что по отношению к данной категории детей необходимо осуществление социального контроля, т.е. применение совокупности средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения с целью их элиминирования или минимизации. В социологических исследованиях выделяют три основные формы социального контроля:

1) внешний – осуществляемый обществом и государством извне, в том числе путем наказаний и других санкций;

2) косвенный – вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;

3) внутренний – осуществляющейся по механизму оценки себя и своих действий на основе сложившейся системы ценностей.

При этом, общество зачастую использует только первую форму контроля, а развитию контроля внутреннего (успешным результатом которого является и контроль косвенный), по нашему мнению уделяется недостаточно внимания. В общественном сознании сильна вера в запретительно-репрессивные меры, как наилучшее средство избавления от негативных социальных явлений, хотя на данный момент социальная ситуация в России свидетельствует о недостаточной эффективности жестких санкций. Тем более что мы стремимся к гражданскому демократическому обществу, а чем демократичней общество, тем больший акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный контроль

Особенно актуальной проблема формирования системы социального контроля является по отношению к категории социально дезадаптированных детей и подростков, т. е. тех членов общества, чьи внутренние установки еще до конца не сформированы, и, следовательно, легче поддаются корректировке.

Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает свои психические процессы в собственном поведении. Таким образом, мы считаем, что основным механизмом формирования системы внутреннего личностного контроля несовершеннолетнего является интериоризация социальных норм и ценностей, т.е. переход их из внешнего во внутреннее психологическое понятие, формирование внутреннего плана сознания индивида через принятие им социальных норм и ценностей, присущих данному обществу.

Среди основных ценностей, принятие которых способствует повышению эффективности внутреннего контроля несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мы выделяем ценность семейных и родственных отношений, ценность профессиональной деятельности как способа материального успеха и творческой самореализации и ценность правовых норм как обязательного условия социального функционирования индивида.

Формирование системы внутреннего контроля, по нашему мнению, тесно связано с формированием у ребенка рефлексивной позиции. Под формированием рефлексивной позиции учащихся, при этом, понимается развитие осознанной, устойчивой системы их отношений к какой-либо значимой для них проблеме, способность адекватно оценивать себя, свои действия и поступки, действия и поступки других людей. Именно такое понимание рефлексивной позиции мы берем за основу.

Формирование рефлексивной позиции начинается с изучения внутренних потенциальных возможностей конкретного ребенка, в нашем случае – с определения реабилитационного потенциала ребенка, который понимается нами как совокупность физических, психических, социальных и духовных возможностей несовершеннолетнего в преодолении сложившихся у него негативных установок и асоциальных образов поведения.

Формирование рефлексивной позиции предполагает особое направление внимания на развитие у детей склонности к размышлению над самим собой, способности понимать свои внутренние процессы, на обучение навыкам самоанализа.

Таким образом, формирование рефлексивной позиции реабилитантов способствует становлению их системы внутреннего личностного контроля, что в свою очередь является одним из условий эффективности процесса социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей.

Также условием эффективности процесса социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков мы выдвигаем формирование у реабилитанта установки на адекватную самооценку и позитивность образа «Я».

Данное предположение основывается на том, что важное значение для нормального функционирования личности имеет также такой внутренний регулятивный механизм личности, как самосознание, включая образы собственного “Я”, самооценку и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение.

Совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой названа в психологии называется Я-концепцией. Описательную составляющую которой называют образом «Я». Образ «Я» – это представление индивида о самом себе, то, каким себя представляет индивид в настоящем, какими видит свои возможности развития в будущем. Образ «Я» включает в себя различные атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и другие характеристики самовосприятия. Образ «Я» формируется под воздействием самооценки индивида и совокупности внешних влияний, которые он испытывает.

В психолого-педагогической науке различают несколько граней собственного “Я”. Первая грань “Я” – это так называемое телесное или физическое “Я”, переживание своего тела как воплощения “Я”, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного “Я” мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело вносит очень большой вклад в целостное ощущение собственного “Я” – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное “Я” приобретает в подростковом возрасте, когда собственное “Я” начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны “Я” еще отстают в своем развитии.

Вторая грань “Я” – это социально-ролевое “Я”, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. При этом социально-ролевое “Я” может носить и социально негативную окраску, если роли и функции принимаемые индивидом носят асоциальный и (или) антисоциальный характер.

Третья грань – психологическое “Я”. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

Четвертая грань “Я” - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным “Я”, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

Наконец, пятая грань “Я”- это самоотношение или смысл “Я”. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее положительное или отрицательное отношение к себе.

Социальная дезадаптация – это, прежде всего, ситуация отсутствия эмоциональной привязанности и взаимопонимания между ребенком и его социальным окружением. В такой ситуации возникают трудности в формировании у ребенка адекватной самооценки, поскольку отсутствует объективная оценка его возможностей и способностей со стороны ближайшего окружения. Тем не менее, самооценка относится к наиболее значимым характеристикам личности, которые в целом определяют мотивы ее поведения. Самооценка также определяет отношение к самому себе, то есть то, как оценивает себя человек по сравнению с окружающими его людьми, считает ли он себя лучше или хуже окружающих, способным более или менее, чем они, достойным большего или меньшего.

Самооценка представляет собой диалектическое единство самоанализа и оценки, которую человек получает от окружающих. Самооценка, как считают психологи, формируется к 14 годам. Адекватность самооценки способствует более успешной социализации личности, обеспечивая не только ее интеграцию в систему общественных отношений, но и автономизацию личности, формируя самопринятие и самоуважение. Низкая самооценка, напротив, предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, что приводит к проблемам социализации индивида.

Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

У безнадзорных детей к проблеме формирования адекватной самооценки добавляется отрицательное воздействие социума, заключающееся в депривации родственных связей и антисоциальности ближайшего окружения.

Образ «Я» реальный всегда оценивается индивидом и соотносится с образом «Я» идеальным. В детском и подростковом возрасте расхождение этих образов может говорить как о неадаптивности индивида, так и о формировании способности видеть возможные пути развития своей личности. Более предпочтительный второй вариант возможен при условии адекватности самооценки и реалистичности признания собственных особенностей подростка.

Образ «Я» и самооценка составляющие Я-концепцию личности играют троякую роль: способствуют достижению внутренней согласованности личности, определяют интерпретацию опыта и являются источником ожиданий. Все эти характеристики важно учитывать в социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей, поэтому для успешности данного процесса, необходимо формировать адекватную самооценку и позитивность образа «Я» подростка.

Таким образом, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет эффективной если:

- формируется особая реабилитационная среда, состоящая из внешнего и внутреннего реабилитационного поля;

- в ходе реабилитации у несовершеннолетнего формируется система внутреннего самоконтроля, обеспечиваемого интериоризацией социальных норм и ценностей;

- у реабилитанта формируется установка на адекватную самооценку и позитивность образа «Я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: