double arrow

Тема 13 Реабилитационная педагогика

План:

1. Сущность реабилитационной педагогики

2.Социально-педагогическая реабилитация

Богатое и многогранное по своему содержанию понятие «реабилитация» ранее использовалось преимущественно в медико-социальном аспекте, поэтому некоторые современные исследователи отождествляют реабилитационную педагогику с лечебной и коррекционной педагогикой.

Специфика реабилитационной педагогики настолько сложна и неоднозначна, что не позволяет пока выделять ее в самостоятельную педагогическую отрасль. Как учебная дисциплина она включает много дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий, и даже самого предмета реабилитационной педагогики и понятия "педагогическая реабилитация".

Реабилитационная педагогика -это научное направление, объединяющее медицинские, психологические, общепедагогические и дефектологические знания и, хотя, ему уже более 200 лет, теоретическая область реабилитационно-педагогической деятельности находится сегодня лишь в стадии формирования.

Интенсивное развитие в последнее время этой новой научной и учебной дисциплины в России обусловлено рядом причин:

  • во-первых, поиском новых подходов к обучению и воспитанию, способных снизить катастрофический рост числа социально дезадаптированных детей и подростков;
  • во-вторых, логикой развития самой науки, педагогики в частности, где всё больше проявляются тенденции к интеграции, комплексности, междисциплинарности и, вместе с тем, к дифференциации в научном познании. В целом, для науки последней трети 20 века характерно формирование множества новых, пограничных областей социального знания;
  • в-третьих, новыми ценностными основаниями образования и воспитания, прежде всего их гуманистической направленностью, выражением которой и становится комплексная психолого-медико-педагогическая реабилитация, предполагающая, что каждый ребенок в этом мире может и должен стать ценной личностью;
  • в-четвертых, потребностями, возникшей в России в середине 90-х широкой разноведомственной сети социально-реабилитационных учреждений для работы с социально дезадаптированными несовершеннолетними, в методическом, кадровом, научно-теоретическом и технологическом обеспечении.

Усиление внимания к психолого-педагогическому и социально-педагогическому аспектам реабилитации связано во многом с оформлением социальной педагогики как самостоятельной науки.

Содержание понятия «педагогическая реабилитация» раскрывается в научных исследованиях либо как процесс, либо как комплекс, система мер (педагогических, психологических, медицинских, социальных) или их результат, направленных на помощь ребенку стать полноценной, социально полезной личностью. (Жданова М.А, Б.Н. Алмазов, Н.А. Баранова, С.А. Вайзман, Морозов В.В., Беличева С.А.). Накопившиеся в данной области эмпирические и теоретические знания требуют осмысления и систематизации.

На наш взгляд, особенно важно для дальнейшего развития этого направления, "новое прочтение" теории и практики социально-педагогической деятельности А.С.Макаренко. Разработанная им высокотехнологичная система воспитания, направленная на преодоление подростковой дезадаптации, безусловно, может служить одним из основных источников решения проблем реабилитации детства.

Странно, но даже в свете последних государственных устремлений на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью, реальный опыт «безрецидивной» педагогики Макаренко, его гениальный социально-педагогический эксперимент ресоциализации «трудных» подростков остаются без должного внимания.

Незнание подлинного опыта Макаренко и его теоретических работ, посвященных проблемам воспитания и перевоспитания ведет к тому, что у многих специалистов, осуществляющих социально-педагогическую реабилитацию (а это, в основном, сотрудники учреждений социальной сферы) имя Макаренко ассоциируется с воспитательной работой в массовой советской школе и исправительных учреждениях для правонарушителей, построенной на коммунистической идеологии.

За основу процесса реабилитации сегодня берется индивидуально-психологический подход (в соответствии с западными теориями социальной работы), панацеей считаются индивидуальные консультации психолога, социально-педагогические тренинги и ролевые игры.

А ведь Макаренко один из первых указывал на то, что неверно видеть причины социальной дезадаптации только в личностных особенностях подростка и ограничиваться индивидуальной психокоррекцией. Многолетние отечественные исследования также доказывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости коллектива, отчуждением от основных институтов социализации. В соответствии с этим, основная задача педагога-реабилитолога была сформулирована ещё Макаренко как «восстановление нормального отношения между личностью и обществом, возбуждение новой системы мотивации».

Сегодня особенно актуально проанализировать с новых ценностных позиций социально-педагогическую технологию перевоспитания А.С.Макаренко, реабилитационный потенциал которой не использован в должной мере в современных моделях ресоциализации, применяемых в социально-реабилитационных учреждениях.

Основой, созданной им воспитательной системы служила педагогически организованная среда жизнедеятельности подростков, направленная на социальное оздоровление человека (духовное, нравственное, физическое), где главную реабилитационную функцию выполнял воспитательный коллектив.

А то, что провозглашается сегодня основными принципами реабилитационной работы и осуществляется на практике, по сравнению с опытом Макаренко выглядит явно невыразительно и мелкомасштабно:

· ведь у него не просто включение в группу, в коллектив сверстников, а создание единого воспитательного коллектива (детей и взрослых), представляющего собой воспитательную систему «целостный социальный организм», «свободное объединение людей…хорошо дисциплинированный одухотворенный коллектив, связанный тесными узами дружбы», где в качестве одной из целей, и одновременно, принципом и средством выступает «идея защищенности личности в коллективе».

Не просто воспитание трудовых навыков, а серьёзное производство на хозрасчетной основе, участие всего коллектива в экономической и управленческой деятельности, приобретение реальных специальностей и развитие активной жизненной позиции. Одно из основных положений личностно-социальной концепции Макаренко – это развитие качеств личности, позволяющих быть хозяевами и творцами собственной жизни, а не иждивенческих (в чем преуспевают наши учреждения, работающие с детьми, оставленными без попечения родителей).

Макаренко «шагнул дальше» современных программ и карт реабилитации (содержащих, в основном, описание условий жизни ребенка, характера взаимоотношений и перечень реабилитационных мероприятий), говоря о необходимости «проектировки личности», создании программы человеческого характера, включающей всё содержание личности.

возникающие сегодня проблемы в ходе социально-педагогической реабилитации (особенно на постреабилитационном этапе) можно объяснить «слабостью и неясностью перспективы» и отсутствием уверенности в завтрашнем дне, характерной для нашего общества, в то время как учреждения Макаренко отличало наличие открытой жизненной перспективы как для личности, так и для целого коллектива.

Существует еще множество педагогических принципов, сформулированных А.С.Макаренко, использование которых могло бы способствовать успешному решению проблем реабилитации детства: принцип связи воспитания с жизнью, принцип уважения и требования к личности, принцип педагогического оптимизма и параллельного действия и др.

Только вот для успешного применения макаренковской педагогики в современных условиях, по его же словам, «требуется большое творчество, требуется душа, личность. В это дело надо вложить вашу собственную личность»

Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными подростками является их реабилитация Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность ее определений.

Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические санкции.

В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему.

Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе, общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую Сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании

Подростка с девиантным поведением представления о его нежности и никчемности как личности. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение и переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности Бичи ости, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; наделение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:

· профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;

· медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условиях проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;

· формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

· выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;

· психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

· содействие в возвращении в семью;

· обеспечение возможности получать образование, нормали но развиваться;

· забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное.на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

Реабилитационная программа создается индивидуально дл каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи,! методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом, путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов. Реабилитационные социально-педагогические технологии при построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

Опора на положительные качества несовершеннолетнего. Для социального педагога недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для его «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому деятельность социального педагога.

Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена па определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.

3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, дотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому дли иному виду деятельности, но и нормализацию отношений коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивления несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка Д главные помощники социальному педагогу в работе с такими детьми. В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие функции

· восстановительную, предполагающую восстановлю тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;

· компенсирующую, заключающуюся в формировании подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей под ростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;

· стимулирующую, направленную на активизацию положу тельной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы - внушение, убеждении пример и др.

В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационных программ следует учитывать, в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения.

Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровние внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновение социально-личностно-эмоциональных нарушений.

Основными видами деятельности являются: индивидуально консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение ролей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.

Других подходов требует ребенок, который находится в критическом состоянии, обусловленом агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакции подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуаций. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление щи данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа формированием позитивной «Я - Концепции».

Другое направление социально-педагогической деятельности относится к бездомным. Работа с «детьми улицы» строится, в основном, в двух направлениях:

· создание условий для выживания таких детей (организация питания, ночлега, оказания медицинской помощи);

· освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепление веры в себя, в свое будущее.

Третье направление связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность.

Основной метод работы - патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции». Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий:

1) высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;

2) психолого-педагогической компетентности специалистов руководителей реабилитационного учреждения;

3) координации деятельности различных государственных служб образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в обществе но одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: социологической, наркологической и др.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность реабилитационной педагогики

2. Дайте определение социально-педагогическая реабилитация

Литература:

  1. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика в образовательном процессе. – М.,2001.-212с.
  2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т 1 – М., 1983.
  3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т 4 – М., 1984.
  4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т 7 – М., 1986.
  5. Теория и практика воспитания. Рязань, 1997.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: