Развитие личности в социуме как аспект социально-педагогической деятельности

Все образовательные системы должны быть ориентированы на конечный результат, который заключается в социализации личности. Социализация – это процесс усвоения человеком социальных норм, опыта, ценностей. Это и усвоение элементов культуры, и формирование мотивационно–ценностных структур личности, и раскрытие её креативной природы, потенциалов и возможностей, и актуализация «собственного Я». Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Различают макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. Макрофакторы – мировые, планетарные процессы (демографические, экономические, социально-политические, экологические), страна, общество, государство в целом. К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, тип поселения, средства массовой коммуникации и др. К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников, - все, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение личности. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие личности, называют социумом или микросоциумом. Влияние на процесс социализации может быть целенаправленным, преднамеренным (семья, образование, религия) и спонтанным, стихийным. Но даже целенаправленное влияние (не говоря о стихийном воздействии) может быть как положительным, так и отрицательным, негативным. Наиболее важное значение для социализации личности имеет социум. Социум, социальную среду необходимо рассматривать прежде всего с точки зрения процесса включения личности в нее и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда - это просто окружение человека, среда - это самые разнообразные общности людей, которые отличаются особой системой отношений и правил. Поэтому, с одной стороны человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет её, но в то же время и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, его поступки, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданием среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации.

Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Социальная адаптация происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. Социальная автономизация предполагает реализацию совокупностей установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. В процессе социальной адаптации проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако, параллельно в процессе социальной автономизации, индивидуального развития личности постепенно формируется другая объективная потребность - проявить себя. Начинаются поиски способов и средств для выражения своей индивидуальности, социальное поведение личности при общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности.

Таким образом, социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным направлениям: овладение социокультурным опытом и приобретение самостоятельности, относительной автономности. Если при вхождении личности в социум устанавливается равновесие между этими направлениями, когда, с одной стороны, она усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой - вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция личности в социум. При этом возникает взаимная трансформация и личности и среды.

Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности личности, а могут регулироваться, хотя бы целенаправленным влиянием на ее развитие социально-педагогической деятельностью.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку. Так как проблемы ребенка возникают и существуют в течение определенного промежутка времени, они носят локальный характер и ограничены тем временным промежутком, в течение которого они разрешаются.

Рис. 1. Социальное развитие личности.

В процессе физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций ребенок приобретает ценностные ориентации и социальные установки; у него активно развивается самосознание, происходит творческая самореализация, выбор индивидуальной траектории развития. Овладение опытом социальных действий, социальное развитие ребенка - это сложный и своеобразный процесс. Отличительной особенностью социализации детей является то, что ребенку трудно оценивать и контролировать предлагаемые обществом и социумом нормы поведения, он их может, в основном, только усваивать. Целенаправленный процесс передачи и формирования социальных знаний и навыков, способствующих социализации ребенка, называется социальным обучением.

Понятие «социальное образование» имеет два аспекта.

Первый аспект - это профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере. Второй аспект подразумевает образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации.

В течение последних десяти лет в педагогике и других социальных науках широко обсуждается вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание».

Социальное воспитание - категория педагогики - является видовым понятием по отношению к педагогической категории «воспитание».

Педагогика рассматривает воспитание детей как целенаправленный процесс формирования нравственных качеств личности. Нравственные убеждения, поведение регулируются в обществе нравственностью - совокупностью принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Гарантом нравственных требований, объектом социального контроля выступает общественное мнение. Нравственное воспитание ребенка должно сопровождаться формированием у него определенных социальных знаний, умений и навыков, являющихся основой социальных отношений. Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. Социальное воспитание является одним из аспектов педагогического воспитания и имеет практико-ориентированный характер. В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, школьного коллектива, общественных объединений и др.) происходит естественный процесс интеграции личности в общество, «врастание в человеческую культуру» (Л.С.Выготский), то есть её социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на личность, тем свободнее и независимее от неё становится личность.

Однако, нередко процесс социализации личности по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Иногда усвоение социальных норм и ценностей искажается в результате негативно-стихийного либо преднамеренного влияния среды, в которой живет человек. В результате он «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество. В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на управление процессом социализации личности, находящейся в трудной жизненной ситуации, на ее активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов. Если же степень утраты или несформированности социально значимых качеств столь высока, что это препятствует успешному приспособлению личности к условиям социальной среды, то есть происходит ее социальная дезадаптация, то в этом случае необходима социальная реабилитация личности, которая предусматривает применение специальной системы мер, направленных на восстановление утраченных личностью общественных связей и отношений.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

- деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации посредством развития личности;

- деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку многие проблемы, требующие разрешения, как правило, имеют и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает два компонента: непосредственную работу с личностью; посредническую деятельность во взаимоотношениях личности со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию. Профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми. Это социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях, в детских общественных объединениях и организациях, в учреждениях творчества и досуга, местах летнего отдыха, в конфессиях. Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонение от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий. Это социально - педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии, оставшимися без попечения родителей, с детьми девиантного поведения.

Строить социально-педагогическую деятельность научно позволяют социально-педагогические технологии. Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться. Основными их компонентами выступают целеполагание, выбор содержания, способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.

Рис. 2. Основные компоненты социально-педагогической деятельности.

Решение любой проблемы личности начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Трудность заключается в том, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана. Задача взрослых на этом этапе заключается в выявлении всех значимых обстоятельств данной ситуации и постановке диагноза. Следующий этап - поиск путей решения проблемы. На основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями: известным способом с применением уже разработанных технологий или составлением программы решения проблемы, то есть разработкой технологии деятельности для конкретного случая. При этом учитываются особенности личности, ее проблемы. В зависимости от этого, какая технология применяется, выбираются методы, формы и средства, используемые в работе и позволяющие решить проблему. По окончании работы необходимо оценить, насколько правильно решена проблема. При этом возможны как минимум два варианта: в процессе социально-педагогической деятельности проблема положительно решается; педагог не смог или только частично решил проблему ребенка. В последнем случае необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки и осуществить коррекцию социально-педагогической деятельности.

Изобразим схематично этапы решения любой проблемы.

Рис. 3. Этапы решения социально-педагогической проблемы.

Внедрение технологий в социально-педагогическую деятельность обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно подходить к разрешению многих проблем, способствует эффективному решению широкого спектра социально-педагогических задач (диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации, социальной реабилитации и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: