Монтаж приборов и обращение с оборудованием

Физические и химические явления осуществляются на приборах и действующих установках, которые в то же время сами являются объектами изучения. Методика ознакомления с готовыми приборами и установками и с теми, которые монтируются на уроках, неодинакова.
При демонстрации готовых приборов и действующих установок ознакомление с их устройством и назначением в целом и отдельных узлов в зависимости от дидактической цели урока может проходить методом рассказа или беседы. Привлечение учащихся к выявлению взаимосвязи между конструкцией прибора или установки и их назначением активизирует мыслительную деятельность, дает возможность использовать имеющиеся знания и опыт и применять их в новых условиях. Например, при показе готового прибора для получения древесного угля при сухой перегонке дерева целесообразно, чтобы учащиеся самостоятельно установили связь между его устройством и назначением. Чтобы облегчить решение задачи, можно предложить ребятам вспомнить опыты разложения оксида ртути(II), малахита, бертолетовой соли. По аналогии с устройством и назначением известных им приборов учащиеся правильно обосновывают назначение тугоплавкой пробирки, холодильника и стеклянной трубки, отходящей от холодильника. Указывают, что в результате термического разложения древесины будут образовываться древесный уголь, жидкие и газообразные продукты. Предполагают, как можно обнаружить газы.
В тех случаях, когда прибор или установка для лабораторных опытов или практических занятий собирается из готовых деталей, работа с учащимися может проводиться по-разному:
более подготовленным ученикам предлагается собрать прибор для проведения соответствующих реакций без использования инструкции, рисунка или чертежа;
менее подготовленным – разрешить при затруднениях использовать рисунок или чертеж;
слабоподготовленные учащиеся могут пользоваться и инструкцией, и рисунком или чертежом.
Задача преподавателя заключается в оказании дифференцированной помощи учащимся, не ограничивая, однако, их самостоятельности. Следует добиваться от учащихся составления плана работы, соблюдения строгой последовательности при сборке и монтаже приборов. Например, сборку приборов из готовых деталей можно осуществить при выполнении лабораторных опытов «Получение аммиака и опыты с ним», «Получение сложных эфиров» и др., а также при проведении практических занятий «Получение солей аммония», «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах» и др. При демонстрации опытов к монтажу приборов из готовых деталей рекомендуется привлекать всех учащихся поочередно. Учитывая их подготовленность и индивидуальные особенности, монтаж приборов или установок можно проводить также по инструкции, рисунку, чертежу или готовому образцу.
В зависимости от дидактической цели урока эти способы руководства работой учащихся могут быть использованы в различных сочетаниях. Иногда после коллективного определения плана сборки прибора или установки целесообразно вызывать отдельных учеников к демонстрационному столу и просить собрать тот или иной прибор или установку. К демонстрациям, при подготовке к которым можно поручить сборку приборов учащимся, следует отнести темы «Получение азотной кислоты из солей», «Получение оксида углерода(IV)», «Восстановление металлов из их оксидов углем», «Получение этилена», «Получение ацетилена» и др.
Привлечение учащихся к активному участию в обсуждении назначения деталей и узлов приборов и установок, к составлению плана монтирования и к самому монтажу способствует лучшему формированию и развитию их экспериментальных умений и навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: