Методика формирования и усовершенствования экспериментальных умений и навыков

(окончание)

Использование наборов раздаточного материала также помогает прививать и совершенствовать умение распознавать по внешним признакам твердые и жидкие вещества и формировать конкретные знания.
В школах имеются коллекции важнейших минералов, горных пород, минеральных удобрений, продуктов переработки химического сырья, пластмасс, волокон, каучуков и других, которые не совсем приспособлены для учебно-воспитательных задач химии. Они дорогие, и не каждая школа может приобрести их в достаточном количестве, хотя бы для нескольких групп учащихся, не говоря уже о каждом ученике или в крайнем случае о двоих. Такие коллекции рассчитаны в основном для показа у демонстрационного стола или путем обхода с ними класса, или передачи их с одного стола на другой. вещества в коллекциях для непосредственного наблюдения труднодоступны, т.к. находятся в заклеенных коробках или в пробирках с залитыми пробками. При их показе у демонстрационного стола издали они почти не видны. Обход класса с коллекцией, как и передача ее со стола на стол («по конвейеру»), отнимает очень много времени и малоэффективна для приобретения умений и знаний.
В этом плане более эффективны наборы раздаточного материала, включающие разнообразные вещества, необходимые при изучении определенной темы по курсу химии. В них содержатся нужные объекты для учебной работы. Число таких наборов соответствует числу рабочих звеньев учащихся. К сожалению, до сих пор такого специального раздаточного материала в школах очень мало. Но его можно изготовить на занятиях химического кружка или после внеклассных экскурсий.
Работа с раздаточным материалом – это демонстрация объектов изучения на столах учащихся. Ценность его заключается в создании условий для непосредственного наблюдения каждым учеником объекта изучения. С помощью разных анализаторов и приборов, например лупы, микроскопа и т.д., учащиеся могут определять цвет, запах, плотность, структуру и другие свойства исследуемых объектов.
Раздаточный материал должен быть удобным для его применения на всех этапах урока: как в процессе сообщения и закрепления знаний, так и при контроле этих знаний. При объяснении нового материала образцы веществ вместе с коробочками под номерами, на дне которых имеются карточки с названиями и формулами веществ, ставятся на столы учащихся для их просмотра и изучения. Сравнивая образцы веществ между собой, они обучаются выделять их существенные признаки. Развиваются умения наблюдать, приобретать новые знания и применять их в сходных или новых условиях. Во время устного или письменного опроса карточки переворачиваются лицевой стороной вниз, а учащиеся в ответе указывают номер вещества, под которым оно находится, и, если необходимо, пишут формулы.
Объектом наблюдений могут быть образцы веществ, материалов, горных пород, минералов и др. Так, при изучении соединений углерода и кремния в качестве раздаточного материала используются образцы горных пород и минералов, содержащих углерод (мрамор, мел, известняк, доломит, магнезит, малахит и др.) и кремний (гранит, гнейс, глина, полевой шпат, слюда, асбест и др.), а также образцы вяжущих веществ (цемент, известь, гипс и др.). При изучении карбоновых кислот демонстрируется коллекция гербицидов и ядохимикатов, используемых в сельском хозяйстве, и т.д. Рассматривая коллекцию «Металлы и сплавы» на соответствующих уроках, учащиеся связывают внутреннее строение металлов и сплавов с их свойствами, а преподаватель обращает их внимание на механические свойства марок сплавов (стали, чугуна и др.), на их обрабатываемость.
Таким образом, постоянное применение раздаточного материала на уроках в значительной мере может улучшить процесс преподавания химии и усовершенствовать умения наблюдать, распознавать вещества и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: