Физическая подготовка

Для формирования двигательных навыков, т. е. для технической подготовки, гимнастам необходимо развивать различные функцио­нальные возможности своего организма: увеличивать силу соответ­ствующих мышечных групп, их эластичность, развивать координа­ционные способности, увеличивать выносливость к динамическим или статическим усилиям, повышать работоспособность сердечно­сосудистой, дыхательной и других систем. Установлено, что в про­цессе разучивания упражнений, т. е. при формировании двигатель­ного навыка, все эти задачи решаются не в достаточной степени. Если гимнаст пытается освоить технику упражнения не подготовив предварительно соответствующие системы организма, то это ведет к серьезным техническим ошибкам. Например, если он попытается


выполнить подъем махом вперед на кольцах до того, как укрепит мышцы рук и плечевого пояса, то при переходе в упор руки будут сильно сгибаться, плечевой пояс уходить вниз. Многократное повто­рение данного упражнения с указанными ошибками приведет лишь к их закреплению.

Гимнаст должен постоянно улучшать свою физическую подго­товленность и совершенствовать функциональные возможности. Это позволит ему, во-первых, поднимать уровень своей спортивной рабо­тоспособности, а во-вторых, быстрее и успешнее осваивать технику гимнастических упражнений, ибо работа двигательного аппарата будет обеспечиваться слаженной 'деятельностью всех органов и систем.

Физическая подготовка складывается из двух частей: общей и специальной. Общая физическая подготовка служит как бы основой для специальной подготовки, которая, в свою оче­редь, позволяет в должной мере решать задачи технической под­готовки.

Средства общей физической подготовки призваны развивать си­ловые качества, гибкость, выносливость, быстроту и ловкость в це­лом. В то же время они должны быть сходны с гимнастическими упражнениями по характеру нервно-мышечной работы. Что касает­ся упражнений специ ал ьной подготовки, то они, как пра­вило, сходны с гимнастическими элементами по структуре движений и по технике их исполнения.

Такое распределение средств физической подготовки основано на результатах накопленного опыта и тщательных исследований. Когда для развития общей выносливости предлагалось применять циклические упражнения, например только кроссы, то гимнасты выполняли задания неохотно, поэтому результаты были слабыми. При переходе на ациклические упражнения, сходные по нервно-мы­шечным усилиям с элементами техники спортивной гимнастики, де­ло пошло успешнее. В подготовительном и переходном периодах многие ведущие спортсмены с большим удовольствием играют в футбол, баскетбол, волейбол не только потому, что это веселее и доступнее, но и потому, что отчетливо ощущают большую пользу. Применение подобных средств не только доставляет большее удо­вольствие, но и содействует воспитанию спортивной работоспособ­ности и выносливости, необходимой гимнастам.

Трудно переоценить значение средств общей и специальной физи­ческой подготовки в процессе становления будущих мастеров спор­та. Интересна в этом отношении спортивная биография М. Ворони­на. Родился он в 1945 г., а в 1949 г. уже стал пробовать свои силы в ходьбе на лыжах и в беге на коньках. С 1953 г. он регулярно по­сещал стадион Юных пионеров, где занимался летом футболом, а зимой хоккеем. В 13 лет Михаил стал увлекаться гимнастикой, но не изменял своей прежней привязанности: один день занимался хоккеем, другой — гимнастикой.

С 1959 г. гимнастика стала занимать основное место в его спор­тивной жизни. Когда обнаружилось недостаточное развитие силы


плечевого пояса, Воронин на каждом занятии в начале основной части и в конце ее стал выполнять до 300 упражнений для развития силы. Результатом упорных тренировок и сочетания различных средств физической подготовки явилось то, что в списке чемпионов Олимпийских игр 1968 г. стояло имя М. Воронина (он завоевал две золотые медали: в опорных прыжках и на перекладине).

Средствами общей физической подготовки мо­гут служить: для развития силы — упражнения со штангой и ганте­лями; для развития быстроты — бег на короткие дистанции, прыжки в длину; для развития выносливости — бег, ходьба на лыжах, фут­бол, баскетбол, волейбол; для развития ловкости — баскетбол, во­лейбол.

Средства специальной физической подготовки: для развития силовых качеств — упражнения на гимнастической стенке, кольцах, на стоялках, с амортизаторами, с отягощениями; для развития гибкости — упражнения общеразвивающего характера без предметов, на гимнастической стенке и скамейке; для развития ловкости — акробатика; для развития выносливости — прыжки со скакалкой, учебные комбинации на снарядах, вольные упражнения (без сложных прыжков), прыжки на батуте.

Упражнения специальной физической подготовки должны строго направляться на развитие двигательных качеств до такого уровня, который позволит им успешно выполнять конкретные гимнастиче­ские элементы спортивного многоборья.

На протяжении годичного цикла удельный вес средств физиче­ской подготовки изменяется. В подготовительном периоде, особенно в начальном этапе, преимущество отдается средствам общей физи­ческой подготовки. Постепенно с приближением соревновательного периода средства общей физической подготовки уступают место упражнениям специальной подготовки. В соревновательном периоде средства специальной физической подготовки играют ведущую роль, а в переходном вновь главное место занимают упражнения общей физической подготовки.

Опыт показал, что лучше всего упражнения для физической под­готовки включать в конец основной части тренировки, когда решены все задачи технической подготовки. Кроме того, в недельном цикле желательно одно тренировочное занятие целиком посвящать физи­ческой подготовке.

Средства общей и специадьной физической подготовки необхо­димо также включать в утреннюю гигиеническую гимнастику.

Кроме упражнений для развития силовых качеств, гибкости, ловкости, выносливости и быстроты надо выполнять специальные упражнения для совершенствования способностей гимнастов точно оценивать временные, пространственные и силовые характеристики своих движений, улучшать способности к сохранению равновесия на ногах и руках, развивать прыгучесть, ритмичность движений

и др.

Для совершенствования навыков равновесия полезно включать в утреннюю гимнастику несложные упражнения на уменьшенной


площади опоры, стойки на руках, мужчинам — несложные упраж­нения на коне, а женщинам — на бревне.

Для улучшения качества выполнения упражнений гимнастиче­ского многоборья и воспитания красивой манеры выполнения дви­жений необходимы упражнения хореографии и художественной гимнастики.

В утренней гимнастике спортсмены в известной мере улучшают физическую и техническую подготовку, однако не следует превра­щать эти занятия в дополнительную тренировку. Главные задачи физической подготовки решаются путем развития всех двигатель­ных качеств на специальных занятиях недельного цикла, а также в каждом тренировочном занятии. По физической подготовке жела­тельно проводить специальные соревнования в конце подготовитель­ного периода годичного цикла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: