Ротик к ушкам растяни,
Губку мягко прикуси,
Длинный ветерок пусти!
(«Фи» на выдох говори!)
Методические указания
Направить внимание детей на то, что в «заборчике» между губой и зубами остается узкая щель,
посередине которой проходит прохладная воздушная струя.
-27-
Упражнение «Заборчик»
Домик — ротик закрыт,
Тут заборчик стоит.
Методические указания
Нижняя губа прижата к краям
верхних зубов, верхняя губа слегка
приподнята, образуется как бы
«заборчик».
Упражнение «Ветерок»
Ручки вверх поднимай,
Тихо носиком вдыхай.
Ручки вниз опускай,
«Фф», — как ветер, напевай!
Методические указания
Упражнение направлено на
развитие длительной
ротовой воздушной струи.
Упражнение «Игра с Ёжиком»
Педагог:
Кто же так пыхтит: «Фи, фи?»
Это Ёжик! К нам иди!
Давайте позовём его ласково, нежно:
«Фи, фи, фи — к нам иди!»
Ёжик:
Фи, фи, фи, а вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Меня зовут Фин.
Педагог:
Как зовут Ёжика?
Методические указания
В игре использовать игрушку «Ёжик». Дети повторяют за педагогом чистоговорку, имя Ёжика. Следить
за правильностью артикуляционного уклада.
- 28 -
Упражнение — игра «Ветер»
Педагог:
Слышите, вдали гудит...
Что же это к нам летит?
(фонограмма — «голос ветра»)
Дети:
Ветер!
Педагог:
В ветерок вас превращаю
И играть всех приглашаю.
Педагогическая установка:
Ротик к ушкам растяните,
Губку мягко прикусите,
Тихо ветерок пустите!
Педагог:
Ветерок летал, играл
И листочки разбросал...
(педагог разбрасывает листики)
Надо листики нам взять,
С ними будем мы играть!
(дети кладут листочки на ладошку и
сдувают их на фонационном выдохе
звука «Ф»).
Сделано с рисунка Н. Пирогова
«Русский язык. Справочник
дошкольника» — М: Фил. общества
«Слово», АСТ-ЛТД, 1997 год.
-29-
Формирование и развитие