Пояснительная записка

В русском народном песенном творчестве чудесным образом отразились черты русского характера, присущие ему духовно-нравственные и эстетические ценности. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником музыкального, интеллектуального и нравственного развития детей. Образовательная деятельность, строящаяся на материале фольклорного творчества, развивает его интеллект, художественно-образное ассоциативное мышление ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления, способствуют пробуждению национального самосознания.

Данная программа адресована учащимся от 7 до 15 лет и рассчитана на реализацию в течение 5 либо 7 лет из расчета 1 час в неделю и 36 часов в год. Форма проведения занятий: на начальном этапе (1-3 классы по 5-ти летнему обучению и 1-4 – по 7-ми летнему) – индивидуальные занятия, с 4-5-го годов обучения – мелкогрупповые (дуэты, трио). Продолжительность одного занятия - 45 минут.

Цель программы: развитие и приспособление голоса учащихся для исполнения русских народных песен.

К числу основных задач занятий по постановке голоса относятся:

-знакомство с лучшими образцами русского народно-певческого исполнительства и на этой основе формирование представлений о свойствах поставленного народно-певческого голоса;

-овладение технологиями певческого дыхания; управления гортанью и другими частями голосового аппарата как средствами достижения таких важнейших характеристик русского народного пения, как яркость, красота, сила, полётность голоса, естественность головного резонирования (без сильного "прикрытия"), плотность грудного звучания, естественная "разговорная" манера произношения текста;

-формирование правильной осанки;

-приобретение умений и навыков органичной и эмоционно-выразительной мимики пантомимики, конгруэнтной (соответствующей) эмоционально-смысловому содержанию исполняемой песни;

-формирование представлений о региональных стилях русского народного пения (среднерусским, южнорусским, северорусским);

-ознакомление с эстетикой русского народного костюма и освоение соответствующих умений и навыков его ношения.

Структура занятия

№ п/п Наименование раздела занятия Примерное кол-во минут на занятии
1. Сведения о специфике русского народного песенного творчества, костюма, мимики и пантомимики исполнителей народной песни  
2. Речевые упражнения и скороговорки 2-3
3. Навыки певческого дыхания 3-5
4. Вокальные упражнения на распевание 5-10
5. Освоение учебно-педагогического репертуара 10-15
6. Работа над сценическим воплощением репертуара 5-7
7. Слушание музыки  

Примечание: последовательность и пропорциональное соотношение частей урока могут меняться в зависимости от поставленных учителем задач.

На начальном этапе обучения внимание преподавателя должно быть уделено каждому ребёнку (индивидуальные занятия), в дальнейшем - целесообразно объединение учащихся, овладевших необходимыми навыками дыхания, звукообразования и чистоты интонирования - в дуэты, трио и др. Таким образом, на определённом этапе обучения возникает более сложная форма - фольклорный ансамбль.

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное образование. В начальных классах закладывается основная база общих знаний и исполнительско-творческих навыков и умений, в средних и старших происходит их конкретизация и дальнейшее развитие при освоении регионально-специфического фольклорного материала.

Начинается обучение с речевых упражнений. Протягивая ударную гласную, активно, свободно, с мягкой атакой звука - произносятся имена: А-а-а-ня, Пе-э-этя, Ко-о-оля и т. п. Челюсть не должна быть зажата. По достижении красивого, ровно льющегося звука, можно усложнять задания, предлагая ученику произносить имена с разной интонацией - удивлённо, сердито, важно и т.п. Эти упражнения необходимы для приобретения навыка естественного грудного звучания.

Одним из способов устранения неестественности звукообразования (помимо речевых упражнений) является применение скороговорок. Произнесение их должно сопровождаться внимательным вслушиванием учащегося и педагога в звучание. Педагог при этом должен обращать внимание ученика на удачно и естественно звучащие гласные. Вести своего подопечного от произнесения простых, коротких до более сложных, продолжительных звуков.

При пропевании упражнений или произнесении скороговорок в быстром темпе у учащегося проявляются его индивидуальные природные задатки. Особое внимание следует обращать на то, чтобы работа голосового аппарата осуществлялась без особого напряжения мышц связок и гортани, стараться найти близкий, полётный, светлый звук.

Народная песня тесно связана с речевой интонацией. Неширокая тесситура русской крестьянской песни, особенно древнейших её стилей и форм, очень удобна на начальной стадии обучения пению. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно благотворно скажется на чистоте интонирования.

На начальном этапе обучения, когда учащиеся еще не овладели основами нотной грамоты и сольфеджирования, разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить "на слух" - с голоса руководителя, то есть так, как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, развивают свободу вокального интонирования.

В последствии, когда дети научатся читать ноты, целесообразно включать в учебный процесс задания по записи изучаемых песен в нотную тетрадь. Таким образом ученик получает возможность самостоятельно поработать над репертуаром дома, закрепить и развить навыки сольфеджирования, весьма необходимые каждому музыканту.

Овладение навыками народно-певческого исполнительства должно осуществлять постепенно, по принципу: от простого - к сложному. Первые вокально-речевые упражнения отрабатываются в среднем регистре, удобном для учащегося, на одном-двух звуках. В качестве упражнений используются: декламация песенных текстов в ритме напева, а также исполнение фрагментов песен.

В зависимости от тех или иных певческих недостатков педагог подбирает соответствующую песенную фразу (например, для ликвидации зажатости звука " е " подбирается песенная фраза, где этот звук является основным: "Зеленейся, зеленейся, лес"). Упражнения поются по полутонам вверх и вниз, таким образом, постепенно в процессе обучения ликвидируются недостатки и расширяется певческий диапазон.

Как известно, детские народные голоса подразделяются на сопрано и альты. К началу обучения (6-7 лет) их певческий диапазон узок, объём составляет терцию - квинту. Постепенно диапазон расширяется, и к старшим классам он достигает объёма септимы - октавы (речь идёт о грудном резонировании). Диапазоны: альт - ля бемоль - соль (ля бемоль)1; сопрано - ля - ля (си бемоль)1. Для того, чтобы определить принадлежность голоса к партии сопрано и альтов, необходимо найти примарные ("натуральные") звуки, определить диапазон, тембровую окрашенность звучания и способность голоса выдерживать те или иные тесситурные условия.

Укрепление навыков дыхания - одна из основных задач в вокальном воспитании детей. Для певческого дыхания характерны бесшумный короткий вдох, опора дыхания посредством напряжения передней стенки живота и постепенное экономное расходование воздуха. Следует объяснить детям, что слишком большое или слишком малое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряжённому звучанию, мешает точности интонации.

Развитие певческого дыхания должно осуществляться в тесной связи с работой всего звукообразующего аппарата и решением художественных задач конкретного произведения или упражнения. Особо заострять внимание детей на вопросах технологии звукообразования не стоит, так как при чрезмерном внимании ко всем компонентам может теряться интерес к пению как процессу доступного творческого самовыражения.

Тренировать певческое дыхание необходимо на специальных упражнениях:

1. Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный.

2. Сделать умеренный вдох и на одном звуке в удобном для пения регистре пропевать фразу из песни, скороговорку, любые подходящие тексты прибауток, считалок, потешек на одном выдохе. Главная задача в этом упражнении, как и в других подобных, - естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа резонаторов, и как результат - ровное звучание голоса.

3. Работа над выдохом, экономным расходованием дыхания. Пение простых по мелодическому развитию коротких музыкальных фраз на одном дыхании с увеличением длительности последнего звука.

4. Работа над моментом вдоха. Следует сократить длительности последнего звука фразы и за счёт образующейся паузы возобновить дыхание.

5. Умение тянуть, выдерживать звук в ровной силе от начала до конца на одной ноте. Этот приём применяется в народных песнях в окончаниях фраз и строф.

6. В качестве упражнений полезно использовать распевы на одну гласную или слово. На них вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения и - протяжённое дыхание.

В русском музыкальном фольклоре много песен, поющихся на едином, "цепном дыхании". Речь идёт об ансамблевом или хоровом исполнении, где попеременное дыхание участников хора или ансамбля помогает сохранить непрерывность звуковой линии. Дыхание нередко берётся посреди фразы или даже слова. Особенно тщательно "перекрываются" соединения концов и начал различных построений, в том числе строф. Навык "цепного дыхания" вырабатывается путём долгой тренировки и постоянной фиксации внимания учащихся на необходимости его использования.

Одной из важнейших особенностей народного пения является его разговорный характер, который раскрывается тезисом “пою так, как говорю” и проявляется в ясности и выразительности пропевания поэтического текста, а, следовательно, в полноценном донесении до слушателя эмоционально-смыслового содержания песни.

Плохая, вялая дикция оказывает отрицательное влияние на звукообразование и интонацию. В то же время хорошо и ясно произнесённое слово не только создаёт предпосылки для выразительного исполнения, но и помогает самому процессу пения.

Привыборе учебно-педагогического репертуарадля исполнения следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, руководствуясь также принципами доступности, постепенного перехода от простого к сложному. Изучаемые произведения должны способствовать развитию необходимых исполнительских качеств голоса, интонации, выразительности и органичности телесной пластики, освоению разнообразных музыкально-выразительных средств народной песни.

Педагогический опыт автора программы в области обучения детей русскому народно-песенному показал, что в условиях современного столичного мегаполиса, население которого составляют коренные москвичи, а также выходцы из разных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья учебно-педагогический репертуар должен подбираться следующим образом. Основу репертуара и для исполнения, и для слушания должны составлять общерусские песни, на материале которых вырабатываются прежде всего правильные вокальные умения и навыки при бережном отношении к индивидуальному тембру голоса, а также осваивается московская или общерусская манера народного пения (исходя из того, что московский диалект является эталоном русского литературного произношения).

На следующих этапах обучения более взрослые и продвинутые в музыкальном отношении учащиеся прослушивают в живом исполнении педагога или в аудиозаписях аутентичных либо профессиональных исполнителей фольклора наиболее характерные в стилевом отношении народные песни различных регионов России. Анализируя их с помощью педагога, они знакомятся с разнообразием русских диалектов, учатся различать на слух региональные стилистические особенности народно-песенного искусства, расширяют свои представления о многообразии и неисчерпаемом богатстве русской народно-певческой культуры.

В жанровом отношении основу учебно-педагогического репертуара и для слушания, и для исполнения должен составлять детский песенный фольклор: игровые, календарные, хороводные песни. По мере взросления учащихся в него все чаще включаются протяжные, рекрутские, исторические, свадебные песни, а также частушки.

Рассказ педагога об изучаемой песне должен включать краткий рассказ об исторических условиях ее возникновения и бытования, особенностях ее музыкальной формы, жанровой и ладовой специфики, региональных особенностях исполнения и прочие сведения, необходимые для более глубокого понимания и качественного исполнения конкретной песни.

Прослушивание изучаемого произведения в живом исполнении педагога либо в аудио- или видеозаписи лучших народных или профессиональных исполнителей может стать очень существенным фактором глубокого и полного постижения учащимися эмоционально-смыслового содержания песни и способов ее современного сценического воплощения.

В процессе обучения особое внимание следует уделить знакомству с многообразием ладов народной музыки. На первых порах необходимо сосредоточиться на изучении песен в целотонном ладу в объёме большой терции и пентатонике во всех её видах. Освоение этих древнейших ладов будет фундаментом для дальнейшей работы по проникновению в ладовое своеобразие и интонационную специфику народной песни.

Важным аспектом образовательного процесса является освоение учащимися знаний, умений и навыков сценического воплощения фольклора, которое требует владения всеми свойствами хорошо поставленного народно-певческого голоса, предполагает эмоционально-смысловую выразительность, интонационную чистоту исполнения, а также умение носить народный костюм, органичную манеру поведения (мимику и пантомимику), соответствующую содержанию песни, возрасту исполнителя, эстетическим воззрениям русского народа. Сценическое воплощение - показатель качества образовательного процесса уровня освоения учащимися образовательной программы и педагогического мастерства их наставников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: