Сервиса в России

Старинные русские игры и забавы в физическом и нравственном воспитании народа. Физические упражнения в русской армии 17-18 вв. Сословный характер и демократизация физкультурно-спортивного сервиса в 19 в. Возможности физкультурно-спортивного сервиса в условиях советской власти. Новые виды услуг в сфере физкультуры и спорта в конце 20 века.

Как и многие другие народы на ранних стадиях общественного развития, восточные славяне дофеодального периода (6-8 вв. нашей эры.) жили в условиях военной демократии. Княжеская дружина состояла из воинов-профессионалов. Остальное население занималось земледелием, ремеслами, охотой. Суровая природа Восточно-Европейской равнины, необходимость защиты от нападений кочевников требовали от наших предков высокой физической подготовленности.

Как свидетельствуют византийские историки, славяне были добрыми, сильными, неутомимыми, любили движение, были выносливы и терпеливы. Они удивляли византийцев тем, с какой легкостью всходили на крутизну, спускались в расщелины, бросались в опасные болота и быстрые реки. Главным для мужчины славяне полагали крепость тела, силу в руках, легкость в движениях.

Воспитывались это, прежде всего, непосредственно в процессе труда, охоты, в конкретной деятельности, но немалое значение для воспитания морально-волевых качеств имели игры. Действа, связанные с культовыми обрядами, обязательно включали состязания, состязательные игры. Как писал Н.М. Карамзин, «народные игры и потехи, доныне единообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, остались также памятником их древних забав, войны и силы»(1, с. 54).

В последующие исторические периоды, включая и становление русского централизованного государства (15-17 вв.), народ продолжал сохранять и развивать физические упражнения и игры, которые воспитывали силу, ловкость, выносливость: борьба, верховая езда стрельба из лука, поднятие и метание камней, игры в бабки, городки, в лапту.

По праздникам случались кулачные бои с соблюдением выработанных народом правил–запретов: «лежачего не бить», «заначку в рукавицу не класть», «биться лицом к лицу, грудь с грудью». Описание такого рода народной потехи оставил русский писатель П.И. Мельников–Печерский в романе «На горах» (2, с. 70-76).

Как отмечают знатоки, все деревенские игры были подлинно самодеятельными. «Например, лох (искусственную снежную гору) всегда делали сами ребята. А работа была немалая, только снега насыпали десятки кубометров да воды выливали несколько десятков ведер. Весь инвентарь для игр и развлечений был самодельным»(3, с.266).

Начиная с 10 в., в Киевском государстве, а позже в княжеских и боярских домах средневековой Руси появляются специальные люди для физического воспитания и обучения юношей. Среди услуг, которые они оказывали своим нанимателям, были и те, что можно отнести к военно-физической подготовке: обучение верховой езде, владение оружием, умение охотиться. В феодальном быту существовали игры с мячом, катание с гор на санях, охота.

Таким образом, в сфере физической культуры Средневековой Руси прослеживаются 2 подхода: самодеятельные физические упражнения и игры простого люда и физкультурные услуги, предоставляемые «верхам» общества.

В эпоху реформ Петра 1 в конце 17-начале 18вв. осознается общественная потребность в физически развитых людях.

Петр Первый рано ощутил эту потребность. Еще будучи юношей, вместе со своими «потешными» полками в подмосковном Преображенском Петр проводил военные игры: рукопашные схватки, взятие крепостей, преодоление преград и «морские» сражения на Переяславском озере. Успех этих «потех» (а по сути – тренировок, имевших учебное значение) во многом зависел от физической подготовки участников.

С приходом Петра к власти ситуация в сфере физкультурно-спортивного сервиса существенно меняется. Физическое воспитание как учебный предмет вводится в программу школ и гимназий, создаваемых в начале 18 века. В зависимости от специфики учебного заведения, наличия учителей-наставников воспитанников учат фехтованию, верховой езде, гребле и парусному делу, стрельбе из пистолета.

Появляются и частные учителя для дворян и знати. Книга «Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению», впервые изданная в 1717 г., рекомендовала дворянину обязательные занятия верховой ездой, танцами, «шпажной битвой». Дворян обязательно учат охотиться, стрелять из пистолета, т.к. в обычае были дуэли – поединки с применением оружия.

Система физического воспитания во 2 половине 18 в. стала результатом культурных связей со странами Западной Европы. Именно оттуда Екатерина Вторая заимствовала идею применения физических упражнений для воспитания человека. С 1785 г. было введено преподавание гимнастики в Воспитательном училище в Москве. Занятия имели целью не спортивные результаты, а развлечение, отдых, привитие манер и физическое развитие.

Особенно большое внимание уделяется военно-физической подготовке в кадетских корпусах, Морской академии. Русский полководец А.В. Суворов в книге «Наука побеждать» излагает оригинальную систему военно-физического воспитания солдат, с которыми не проиграл ни одного сражения.

В конце 18 вв. в качестве профессионалов физкультурно-спортивного сервиса активно приглашаются иностранцы: фехтмейстеры, берейторы.

В первой трети 19 века в России получают распространение частные спортивные заведения: фехтовальные, стрелковые, гимнастические.

В середине 19 в. пользователи физкультурно-спортивных услуг начинают объединяться по спортивным интересам для совместного использования возможностей спортивных сооружений и заведений. Прежде всего, это относится к «верхам» общества.

В 1846 г. в Санкт-Петербурге организуется императорский яхт-клуб, в 1860 г. – речной яхт-клуб, в 1864 г. – клуб теннисистов, 1868 г. – клуб конькобежцев. Это были элитарные объединения, доступные только состоятельным людям, несмотря на то, что содержание манежей, тиров для элитарных клубов во многих случаях брало на себя государство, меценаты. В этих клубах были высокие вступительные и членские взносы, использовался дорогостоящий инвентарь, что усиливало их сословный, закрытый для широкой публики характер.

Среди состоятельных горожан, среди офицеров огромной популярностью пользовалось фехтование на рапирах и эспадронах. Начало этому увлечению положило открытие в Петербурге Императорского фехтовального зала и Офицерского фехтовально-гимнастического зала. Эти учреждения предоставляли качественно новый вид услуг: любой желающий мог посетить зал и, выбрав себе партнера, поупражняться в фехтовании, повысить уровень владения рапирой.

Дух состязательности был чужд элитарным клубам, но во 2 половине 19 в. на ипподромах все чаще организуются состязания по конному спорту, которые носят коммерческий характер. Антрепренеры–организаторы обеспечивают рекламу, афиши, репортажи в газетах. Появляются услуги специальных бюро-тотализаторов, которые принимают ставки на лошадей, выплачивают выигрыши.

Во второй половине 19 в. спортивное движение демократизируется. Интерес к физической культуре и спору становится массовым. Предприимчивые люди сразу улавливают новые общественные интересы. В конце 50-х гг. в Петербурге, в Таврическом казенном саду на Садовой был открыт первый публичный каток, услуги которого сразу стали весьма популярными.

Городское население (вплоть до пролетариев) начинает создавать спортивные общества, лиги, союзы, секции, построенные принципиально на демократических началах, доступные для большинства населения.

В 1864 г. появляется первый конькобежный клуб нового типа; в 1877 г. он преобразован в Общество любителей бега на коньках. В 70-х гг. 19 в. в Петербурге создаются первые футбольные команды под эгидой Петербургского общества любителей спорта. В 1883 г. начинает свою деятельность Русское гимнастическое общество, среди учредителей которого были писатели А.П. Чехов, В.А. Гиляровский.

В 1889 г. врач В.Ф. Краевский создает кружок тяжелой атлетики (борьба, гиревой спорт). В.Ф. Краевский как врач предоставляет платные консультации по тяжелоатлетическим нагрузкам любителям этого вида спорта. Занятия тяжелой атлетикой проходили в помещениях, которые называли атлетическими аренами или кабинетами – прообраз современных тренажерных залов. Возникают многочисленные клубы любителей различных видов спорта.

В конце 19 в. рост числа спортсменов породил большое количество соревнований в городах и губерниях, а по футболу, борьбе проводилось первенство России.

Первое соревнование в скорости на велосипедах состоялись летом 1883 г. в Москве на ипподроме Общества охотников конного бега. Первым чемпионом и рекордсменом среди велосипедистов был М.И. Дьяков. В 1896 г. М.Дьяков первенствовал на национальном чемпионате Великобритании по велосипедным гонкам. Английские газеты назвали его «корифей педали».

В 90-е гг. открылось общество циклистов Москвы, которое предоставляло новую услугу: возможность заниматься велотуризмом. Спектр предлагаемых услуг расширился благодаря улучшению материально-технический базы: открываются велотреки, манежи

Русские спортсмены все чаще участвуют в международных соревнованиях. В зимнем сезоне 1888-1889 гг. русский конькобежец А.Паншин победил в матче, устроенном Амстердамским клубом конькобежцев, опередив спортсменов многих стран.

Все это создавало предпосылки для включения России в международное Олимпийское движение. В 1908 г. на Олимпиаде в Лондоне Н.А. Панин-Коломенкин (1872-1956) стал первым в России олимпийским чемпионом в одиночном фигурном катании. В 1912 г. 178 спортсменов России приняли участие в 5 Олимпийских играх в Стокгольме.

В конце 19 в. возникает профессиональный спорт. Людей, которые зарабатывали на жизнь спортивными выступлениями, не стали принимать в любительские клубы. Профессионалы устраивают свои соревнования, которые носят чисто коммерческий характер.

Таким образом, 19 в. – время стремительного увеличения объема физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых населению. «Джентльменский» спорт сменяется массовым и «рекордным».

В начале 20 в. остро ставится вопрос о качестве физкультурно-спортивных услуг: совершенствуется методика обучения и тренировок, осознается значение режима в период подготовки к соревнованиям, расширяется перечень дополнительных, сопутствующих услуг: массаж, водные процедуры, специальное питание и т.д. В начале века популярно гимнастические общество «Сокол», кружки которого активно посещала молодежь. «Сокольская» гимнастика использовала, главным образом, упражнения на снарядах (конь, перекладина, бревно).

Увеличение спортом становится массовым.

Предприимчивые люди улавливают интерес общества к спорту и предлагают новые услуги. Одним из любимых зимних развлечений стало катанье на коньках. Катки принадлежали частным лицам, арендовавшим их на зиму у городской управы. По праздничным дням держатели катков устраивали гонки для всех желающих «скоробежцев», выдавали победителям незамысловатые призы. На Рождество и в новогодние праздники проводились карнавалы – костюмированные балы на льду. Как видим, катки исполняли роль социально-культурных институтов с широким спектром услуг, посещаемых, в основном, простыми горожанами.

В 1912 г. владелец театра «Аквариум» на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге в подражание Берлинскому «Айспаласу» открыл искусственный каток, окаймленный 2 ярусами лож, ресторанными столиками и баром. За вход брали высокую плату – 5 рублей. Услуга пользовалась популярностью, ее посещали и публика, и известные фигуристы того времени.

В конце 19-начале 20 вв. во всем мире формируются новые виды спорта на базе смежных сфер культуры: художественная гимнастика, спортивный туризм и ориентирование, технические виды спорта: авиа-, авто-, мотоспорт. Все это значительно расширяло сферу и возможности организации физкультурно-спортивного сервиса в России. К 1914 г. в стране было около 800 спортклубов, обществ, других объединений с числом членов свыше 50 тыс. человек. Спорт удовлетворял потребность в отдыхе, самоутверждении, развлечениях, зрелищах.

Размах физкультурно-спортивного сервиса показывает масштаб издательской деятельности: в начале 20 в. в России выходило свыше 20 газет, в названии которых встречалось слово «спорт». Наиболее известны были «Русский спорт» (выходил до 1917 г.), «Красота и сила», «Циклист» (велосипед, автомотоспорт). В 1914 г. издается 125 книг по спортивной тематике(4, с.53).

К 1914 г. в России функционирует 13 центральных спортивных организаций – общества, союзы, лиги, спортивные агентства. Россия непрерывно расширяет контакты с международными спортивными федерациями по отдельным видам спорта.

После революционных событий (1905-1907 гг.) удовлетворение потребностей молодежи в физкультурно-спортивных услугах проходило в следующих формах:

· организации «потешных» (для учащихся начальной школы из рабочих и крестьян);

· организации бойскаутов (для учащихся средних школ, гимназий из привилегированных слоев общества);

· молодежные спортивные организации и общества (в том числе в студенческой среде).

Организаторами спортивного сервиса, учителями гимнастики были:

- отставные военные;

- выпускники курсов при спортивных обществах, клубах;

- учителя, прошедшие дополнительную подготовку на курсах;

- специально приглашенные иностранцы.

Единой системы подготовки специалистов по физкультурно-спортивному сервису не существовало. Создание такой системы стало задачей следующего исторического периода.

В Советской России (1917 – 1991) на общегосударственном уровне была решена основная задача: представление физкультурно-спортивных услуг максимально широкому кругу людей, по сути – всему населению страны.

После Октября 1917г. двери спортивных организаций и спортсооружений были открыты для молодежи из «низов». Возникает новый тип организаций: военно-спортивные клубы и кружки физкультуры на предприятиях, в армии и на флоте. Для массового оказания услуг физического воспитания и спорта нужны были подготовленные люди. Во многих городах создаются курсы инструкторов спорта.

В 1918 г. в Москве открылся Институт физической культуры, а в 1919 г. на базе курсов П.Ф. Лесгафта в Петрограде - Институт физического образования. Так были заложены основы подготовки специалистов физкультурно-спортивного сервиса.

В 1923 г. создается физкультурно-спортивное общество «Динамо». Его организации стали производить спортивную одежду, издавали спортивную и методическую литературу, что существенно расширяло сферу физкультурного сервиса в стране.

В 1926 г. наилучшей формой организации физкультурных услуг населению были признаны секции по отдельным видам спорта, которые давали возможность выбора занятий по желанию и способностям. Организация этой работы была возложена на молодежные организации (комсомол) и общественные организации по месту работы (профсоюзы).

В 1928 г. в Москве и Ленинграде строятся стадионы общества «Динамо», что дает возможность проведения соревнований.

В августе 1928 г. на стадионе «Динамо» в Москве (40 тыс. зрителей) состоялась Всесоюзная спартакиада. Это был физкультурно-спортивный праздник, в ходе которого открылись новые возможности взаимодействия физкультурно-спортивного и зрелищного сервиса.

В Советской России услуги физического воспитания предоставлялись всем учащимся: школьникам и студентам. Летом физкультурная работа с детьми переносилась в загородные лагеря.

Массовость оказания физкультурно-спортивных услуг требовала централизованного управления на основе единых подходов. Создание такой системы способствовали физкультурно-спортивные комплексы «Готов к труду обороне» (ГТО 1 и 2 ступени - 1931 г.), и «Будь готов к труду и обороне» (БГТО для детей - 1934 г.). Эти комплексы стали основой предоставления услуг физического воспитания в стране, активизировали молодежь, усилили тягу к спорту. Логическим продолжением ГТО стала единая Всесоюзная спортивная классификация (1935-1937), которая ввела спортивные разряды, звание «Мастер спорта» и дала возможность объективно сравнивать уровень эффективности предоставляемых физкультурно-спортивных услуг.

В 30-е гг. в стране полностью складывается новая, своеобразная, непохожая ни на какие зарубежные образцы системы предоставления физкультурно-спортивных услуг. Строятся крупные стадионы, бассейны, корты, спортзалы, водные станции, лыжные базы. Услуги предоставляются и оплачиваются государством, общественными организациями (комсомол, профсоюзы), спортивными обществами. В спортивных обществах существует индивидуальное членство, но вступительные и членские взносы в денежном выражении имеют чисто символическое значение.

Характерно, что услуги физкультуры и спорта активно востребуются населением. В 30-е гг. физкультура и спорт знаменуют для молодежи эпоху, современность - ее ритм, динамику, волю к преодолению трудностей и мобилизации сил.

Это были годы физкультурно-спортивных массовых зрелищ-парадов, в которых участвовали сотни и тысячи молодых людей. Зрелища проходили на площадях городов, на стадионах.

Порой эти зрелища были чересчур идеологизированы, но за многоцветной картиной из молодых сияющих лиц, цветов, эмблем, спортивной формы, флагов спортивных обществ, просматривался идеал человека, не просто шагающего в ногу со временем, но и дерзко подгоняющего время вперед. Новая этика коллективизма и преодоления, новая этика гармонии духовного и физического убедительно и явственно воплощались в физкультуре и спорте, и вызывали энтузиазм, веру в будущее, во многом предопределили готовность к защите Родины и победу в Отечественной войне (1941-1945).

В послевоенные годы особое внимание было уделено специализированным услугам физкультуры и спорта, предлагаемым детям: в общеобразовательной школе были расширены услуги физического воспитания, были открыты детские спортивные школы. Расширился спектр услуг: в спортшколах предлагались свыше 40 спортивных специализаций. В институтах создаются спортклубы, начинают функционировать студенческие спортивно-оздоровительные лагеря. Радио ввело новую услугу – регулярные передачи комплексов утренней гимнастики.

Это время характеризуется также проведением различных по масштабу спартакиад, соревнований, спортивных праздников. Расширяется география международных связей, это создает предпосылки возвращения советских спортсменов в Олимпийское движение (1951г.)

С начала 60-х гг. и до середины 80-х гг. 20 века развитие сферы физкультурно-спортивного сервиса было отмечено противоречивыми чертами.

Укрепляется материальная база физкультурно-спортивного сервиса, увеличивается выпуск специалистов, которых готовят 24 института физической культуры и 3 филиала, 98 факультетов в пединститутах, более 100 средних физкультурных учебных заведений. В стране регулярно проводятся зимние и летние спартакиады народов СССР.

С 1961 г. создаются спортшколы-интернаты. Они становятся центрами подготовки спортсменов «верхнего эшелона». Новые услуги получают сами спортсмены в ходе соревнований: с ними работают медики, физиологи, психологи, биохимики, тренеры.

Большой импульс развитию физкультурно-спортивного сервиса дала Московская олимпиада-80 - первый в истории всемирный праздник спорта, состоявшийся в России. К олимпиаде были построены: спорткомплекс «Олимпийский» (крупнейший в Европе), Олимпийская деревня на Юго-западе Москвы, реконструированы и построены вновь спортсооружения в Ленинграде, Минске, Таллинне.

В это же время спортивные организации начинают уделять основное внимание отдельным талантам, способным показывать высокие результаты в отдельных видах спорта, в ущерб массовости. Спорт начинает профессионализироваться, но все это происходит «под маской» любительского спорта. Деятельность спортивных организаций начинает оцениваться по числу завоеванных грамот, кубков, медалей. Это порождает приписки, формализм, штурмовщину.

Не вызывают прежнего энтузиазма комплекса ГТО. Физкультурные услуги все более приобретают личностный характер: клубы бега трусцой, группы здоровья, общей физической подготовки.

Тормозящим фактором стали административно-бюрократические методы управления и ведомственные барьеры в использовании спортсооружений и в работе с кадрами.

Еще более противоречивым оказалось десятилетия - 1992 – 2002 гг.

Распад СССР (1991г.) означал разделение на отдельные участки единого спортивного пространства, сложившегося в предыдущий период.

Одни общественные организации перестали существовать, другие более не занимаются сферой культуры и спорта. Ассигнования государства на физкультурно-спортивный сервис были сильно урезаны. Спорт школы, секции, спортсооружения были, по сути, предоставлены сами себе, лишившись финансовой поддержки государства. Лучшие российские спортсмена и тренеры стали «товаром», за которым охотятся богатые покупатели на Западе и Востоке.

Однако и в новых социально-экономических условиях проявилось то, что еще М.Горький назвал биологическим стремлением человека к физической культуре. Потребность в движении, тренировке тела и духа оказывается настолько сильной, что обусловливает открытие новой страницы физкультурно-спортивного сервиса.

Появляются и успешно действуют многочисленные частные предпринимательские учреждения физкультурно-спортивного сервиса:

спортивно-оздоровительные комплексы с тренажерными залами, бассейнами, кабинетами лечебной физкультуры;

фитнес–клубы с тренажерами, соляриями, услугами массажа, сауны, фитозала и т. д.

клубы шейпинга, аэробики, боулинга, бильярда.

Продолжает работу на новых экономических основах стадионы, бассейны, катки, корты, яхт-клубы, шахматные клубы и т. д. В школах средних и высших учебных заведениях сохраняются услуги физического воспитания. Действует система подготовки специалистов физкультурно-спортивного сервиса. Произошло разделение профессионального и любительского спорта. Профессиональный спорт стал предпринимательством. В его экономическом обеспечении участвуют в качестве спонсоров государство, общественные организации и частные лица.

Любительский спорт сохраняется в студенческих спортклубах, финансируемых учебными заведениями, во дворцах детского и юношеского творчества, в подростковых клубах по методу жительства.

Секции общей физической подготовки для людей старшего возраста действуют при органах социальной защиты.

Вывод. Сегодня в сфере физкультурно-спортивного сервиса взаимодействуют государство, частное предпринимательство и собственная физкультурно-спортивная активность самого населения. Оптимизация этого взаимодействия – актуальная задача современных специалистов социально- культурного сервиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: