История образовательного сервиса в России

Образовательные услуги в Древней и Средневековой Руси. Образовательный сервис 17-18 вв. в России. Государственные и частные учебные заведения в России 19 – начала 20 вв. Образование и образовательный сервис в условиях Советской России. Современный этап развития образовательного сервиса в РФ.

Из истории России мы знаем, что уже в 6 в. у восточных славян начинается процесс разложения родовых отношений. Классовое расслоение общества приводит к тому, что в семьях родовой знати, племенных вождей появляются специальные лица, обучающие мальчиков умениям, необходимым в военном искусстве, а девочек – рукоделию, домашним ремеслам. Деятельность этих домашних наставников уже можно считать предоставлением образовательных услуг.

Формирование раннефеодального государства в 9в., а в особенности создание во второй половине 9 в. славянской письменности на основе греческого уставного письма (с добавлением нескольких букв) и принятие христианства дали мощный импульс развитию образовательных услуг.

Потребность общества в образованных людях возрастает. Требовались грамотные люди для управления делами государства, духовенство для национальной церкви. Связи с Византией и западными странами породили потребность в услугах переводчиков. Летописи говорят об открытии первых школ и приобщении к книжности в Киеве, Новгороде, Смоленске уже в 10-11 вв.

Школы эти создаются при церквах и монастырях, которые становятся главными средоточиями культуры, книжности и образования. Здесь переводятся, переписываются книги (в том числе и на заказ), здесь проходят «книжное учение», книгознатцы, проповедники, монахи. В женских монастырях обучаются и девочки. Появляется новая профессия – «мастера грамоты», обучавшие детей на дому грамоте, счету, церковному пению. Чаще всего это были люди из духовенства, оказывавшие мирянам образовательные услуги.

В «Поучении князя Владимира Мономаха детям» (12 в.) содержатся советы знать иностранные языки, учиться, «принимать в сердце свое грамотицу». Это свидетельство сформированной потребности в образовании, образовательных услугах.

Характер образовательных услуг на Руси в 13-15 вв. можно проследить на примере Новгорода, не подвергшегося нашествию монголо-татар.

Здесь были широко развита грамотность и переписка книг. Книжные писцы выполняли заказы, получаемые как от духовенства, так и от мирян. Подготовку эти «книжники» проходили, как правило, в семьях, дома. Но изредка «на ученье» за плату допускались и посторонние ученики.

Обучение основам христианского вероучения, письму, счету простых людей вели за плату «мастера грамоты» – дьячки и мирские люди. Особым видом социально-культурного сервиса можно считать изготовление и продажу азбук, справочников – толкований непонятных слов (азбуковники).

О распространении грамотности среди населения в этот период свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в Новгороде, Пскове, Рязани, Смоленске.

Таким образом, в Древней и Средневековой Руси существуют образовательные услуги, удовлетворявшие потребность души человека в совершенствовании нравственных и умственных сил.

Интересная страница образовательного сервиса – братские школы 16-17 вв. на Украине и в Белоруссии, которые находились тогда в составе Польско-Литовского государства. Эти школы создавались религиозно-национальными организациями – братствами и удовлетворяли потребность в сохранении национально-культурных традиций, веры.

Братские школы существовали в крупных городах: Львове, Луцке, Вильно и др. Созданная в 1615 г. в Киеве братская школа в 1632 г. переросла в высшее учебное заведение – Киево-Братскую коллегию (позже Академию). Здесь учился видный деятель образования 2-й половины 17 в. Симеон Полоцкий (1629-1680).

История русского государства сохранила наибольшее количество сведений о школах 2-й половины 17 в., когда возникает ряд училищ: греко-латинские школы Чудова и Спасского монастырей, училища словесных наук и греческого языка Ф. Ртищева и другие.

В 1687г. при Андреевском монастыре в Москве открывается высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. При посольском приказе осуществляется частное обучение переводу с польского, шведского, немецкого языков. Возникает мода на домашних учителей – иностранцев.

Таким образом, во 2-й половине 17 в. усиливается светский элемент в образовательном сервисе. Признается польза профессионального обучения в приказах (лекарская, посольская школы). Все это готовит возникновение в России нового типа образовательного сервиса в начале 18 века – принципиально отличного от «нешкольного» варианта предыдущих веков.

При Петре Первом образование становится государственной политикой. Потребность в технически грамотных и образованных людях настолько велика, что осознается настоятельная необходимость создания школ – государственных учреждений образовательного сервиса, имевших светский, внесословный и профессиональный характер. В первой четверти 18 в. в России, главным образом, в столицах были созданы школы, сочетавшие функции общеобразовательных и профессиональных учебных заведений: Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигационных наук (1701), Медицинская школа (1707), кораблестроительные (в портовых городах), инженерные, горнозаводские (на Урале) и ремесленные школы.

В провинциях основными типами учебных заведений были епархиальные школы (готовили священнослужителей), цифирные школы (для подготовки мелких чиновников), гарнизонные и адмиралтейские школы (для детей солдат и матросов). В Москве существовала школа иностранных языков – общеобразовательная гимназия пастора Э. Глюка.

По инициативе Петра Первого в столице в 1725 г. открывается Академия наук, при ней университет и гимназия. Общественную потребность в подготовке отечественной интеллигенции удовлетворял Московский университет, открытый в 1755 г. При университете работают 2 гимназии и первые художественные учебные заведения: школы архитекторов М.Ф.Казакова и В.И.Баженова, в которых обучались талантливые люди, в том числе - из разночинцев и крестьян.

Однако дворянство не хотело учить своих детей в бессословных школах. В дворянских семьях с середины 18 в. начинает распространяться домашнее обучение. Учителями, гувернерами, воспитателями в семьях чаще всего служили иностранцы. В Москве и Петербурге открываются частные учебные учреждения образовательного сервиса - иностранные пансионы.

Для дворян начинают создаваться и государственные закрытые сословные учебные заведения: кадетские и шляхетские корпуса (позже – Морской кадетский, Артиллерийский и Инженерный корпуса). Для купечества открываются коммерческие школы. Так к концу 18 в. в России складывается сословная система образовательного сервиса: каждое учебное заведение оказывает образовательные услуги определенному сословию, причем содержательно эти услуги сильно различались. Наиболее качественные услуги были доступны лишь «верхам» общества. Мечта М.В. Ломоносова о бессословной системе образования в 18 в. не осуществились.

Потребность в образовательных услугах была настолько велика, что в 1786 г. в Петербурге открывается среднее педагогическое учебное заведение – мужская Учительская семинария.

Женщины получают доступ к образовательному сервису в 1764 г.: для них открывается Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек из мещан.

В 18 в. получают широкое распространение сопутствующие образовательному сервису услуги: издание и продажа учебников, справочной литературы, наглядных пособий, товаров для обучения.

Таким образом, в 18 в. в России создается система образовательного сервиса, удовлетворяющая, прежде всего, образовательные и сословные потребности «верхов» общества. Крестьянство – основная масса населения России оставалось отчужденным от образования.

В 19 в. в России в сфере образовательного сервиса происходит борьба двух тенденций: сословности и демократизации образовательных услуг. В 1-й половине века в системе образовательного сервиса доминирует государство, и сословный характер образовательного сервиса сохраняется, несмотря на создание волостных (сельских) училищ, на деятельность общественных организаций (Комитет грамотности, «Общество училищ на методе взаимного обучения»). Не меняло ситуации и создание новых университетов в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1805), Петербурге (1819), многих специальных высших учебных заведений.

Положение в сфере образовательных услуг стало меняться только во 2-й половине 19 в., когда право открытия школ получили земства и частные лица (1864). К началу 80-х гг. доля общественного участия в финансировании начальных школ выросла до 80% от общих затрат на начальное образование. Получает развитие частные гимназии, вольная высшая школа (общественно-государственная и частная), женское образование. Образовательные услуги стали представлять культурно-просветительные учреждения: народные дома, публичные библиотеки. По почте стала распространяться литература в помощь самообразованию. Создается система внешкольного образования (воскресные школы, народные чтения, рабочие курсы).

Особым явлением в сфере образовательного сервиса стали народные университеты. В Москве в 1908 г. был открыт народный университет на средства генерала А.А. Шанявского (1837-1905). В него мог поступить каждый, кому исполнилось 16 лет, вне зависимости от любых других социально-демографических данных. Обучение осуществлялось по вечерам на двух отделениях: общего среднего и высшего образования. Окончив университет можно было получить диплом о высшем образовании. С 1919 г. университет им. А.А.Шанявского вошел в состав Московского университета.

Уже на рубеже веков были попытки преобразовать и усовершенствовать систему образовательного сервиса в России. Все более ощущалась потребность во всесторонне подготовленных, социально активных людях, чутко реагирующих на новые идеи. Октябрьский переворот коренным образом изменил характер образования в стране: образовательный сервис полностью переходит в руки государства.

Система образования в Советской России складывалась из следующих главных частей:

· услуги дошкольных учреждений, где велась подготовка детей к школе;

· общеобразовательная школа из трех ступеней образования: начальное, неполное среднее и полное среднее: общее и профессиональное (техникумы) (в том числе общее среднее с начальной профессиональной подготовкой в СПТУ); помимо этого существовали вечерние школы и заочные отделения техникумов, где учились без отрыва от производства.

· высшая школа, где готовили специалистов высшей квалификации для всех сфер народного хозяйства.

Образовательный сервис в Советской России прошел ряд этапов.

На 1 этапе (с 1917 до начала 30-х гг.) шел процесс становления и упрочения общеобразовательной школы, которая, в основном, решала задачи всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации неграмотности взрослого населения. Все образовательные услуги оплачивало государство, хотя в 1921 г. в качестве временной меры в школах была введена плата за обучение.

Проблемой был недостаток педагогических кадров. Большинство учителей готовились на краткосрочных курсах или по укороченной программе на рабфаках. Не хватало учебной литературы, оборудования. Тем не менее, всеобщее начальное образование было введено, значительно выросла грамотность населения, было создано заново много высших и средних учебных заведений.

Второй этап развития образования в условиях Советской России охватывает период с середины 30-х до конца 50-х гг. На этом этапе решалась задача осуществления неполного среднего образования детей и молодежи –вначале 7-летнего, позже 8-летненго. Взрослые с 1946 г. получают возможность заочного обучения. В 50-е гг. в школах появляются дополнительные услуги – группы продленного дня. В конце 50-х гг. создаются специализированные школы для одаренных детей (музыка, хореография, изоискусство).

С середины 50-х гг. высшее образование становится полностью бесплатным. Государство предоставляет студентам и школьникам возможность прохождения практики и обеспечивает трудоустройство, студенты, обучающиеся без отрыва от производства, имеют значительные льготы.

Третий этап образовательного сервиса в Советской России – 60-80-е годы.

Вторая половина 20 в. ознаменовалась научно-технической революцией (НТР). Это потребовало коррекции всех видов образования, значительно возросла потребность в педагогических кадрах. Была поставлена и решена задача практически всеобщего среднего образования. Появились школы с углубленным изучением иностранных языков. Услуги по профессиональному обучению стали с 70-х гг. предоставлять межшкольные учебно-производственные комбинаты (МУПК). Однако не была решена задача качества подготовки в средних школах и СПТУ.

Четвертый этап образовательного сервиса начался с реформы школы, решение о проведении которой было принято в 1984 г. Предполагалось дополнить всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным образованием. В перестройке высшего образования с 1987 г. главной задачей была обозначена интеграция образования, производства и науки.

Однако социально-экономические преобразования начала 90-х гг. в России кардинально изменили ситуацию в сфере образовательного сервиса. Возникла система образовательного сервиса, альтернативная государственной: частные школы, гимназии, негосударственные средние и высшие учебные заведения. Получило распространение репетиторство как вид образовательного сервиса. Многочисленные курсы и образовательные циклы дают широкие возможности приобретения профессиональных навыков и переобучения.

Однако вместе с плюрализмом в сфере образовательных услуг в практику вошел принцип элитарного образования для богатых и превращение массовой школы в скудно обеспеченный вариант образовательного учреждения для детей малообеспеченных родителей.

В настоящее время сфера образовательного сервиса решает задачу сохранения преимуществ российской системы образования, обеспечения уровня среднего и высшего образования за счет использования возможностей НТР, совершенствования управления и научных методик преподавания во всех звеньях системы образовательного сервиса РФ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

Какие образовательные услуги возникают и оказываются востребованными в Древней и Средневековой Руси?

Что характерно для сферы образовательных услуг в России 17-18 вв.?

Как меняется соотношение сословного и демократического подхода к предоставлению образовательных услуг в 19 веке?

Проследите эволюцию образовательных услуг на различных этапах функционирования образовательного сервиса в Советской России?

Как в целом можно охарактеризовать преобразования в сфере образовательного сервиса в Советской России?

Что характерно для современного образовательного сервиса в РФ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: