Ответственность перед кем-то и ответственность за кого-то

Мы ответственны перед другими и за самих себя. «Но­сите бремена друг друга, — сказано в Послании к Галатам 6:2, — и таким образом исполните закон Христов». Этот стих иллюстрирует нашу ответственность перед другими.

Часто «бремена» других людей слишком тяжелы, что­бы они могли нести их в одиночку. У этих людей нет дос­таточно силы, ресурсов или знания, чтобы нести тяжесть. Если мы делаем для других то, что они не могут сделать для себя сами, то тем показываем своей жизнью любовь Христа. Он сделал для нас то, что мы не в состоянии для себя сделать, — Он спас нас. В этом заключается ответ­ственность перед кем-то.

С другой стороны, в 5-м стихе говорится, что «каждый понесет свое бремя». У каждого есть обязанности, которые может выполнить только он, и никто другой. Эти вещи и составляют наше личное «бремя». За них мы должны неиз­менно отвечать и над ними работать. Есть вещи, которые для нас и за нас никто не сделает. Мы должны принять на себя ответственность за определенные аспекты своей жиз­ни, которые и составляют наше «бремя».

В греческом первоисточнике для слов «бремена» и «бре­мя» использованы разные слова. Знание этого проливает свет на то значение, которое вкладывал Бог в слова апостола. Слово, переведенное как «бремена», в первоисточнике оз­начает «излишнее бремя», или такое бремя, которое своей тяжестью подминает нас под себя. Такие бремена подобны камням, способным сокрушить, раздавить нас. Нельзя тре­бовать, чтобы мы несли такой камень в одиночку! Он сло­мает нам спину. Нам нужна помощь, чтобы нести такие камни: это время кризиса или трагедии в нашей жизни.

В противоположность этому греческий вариант слова «бремя» во втором стихе означает «бремя повседневных забот». Здесь подразумеваются вещи, которые мы все долж­ны делать каждый день. Бремя повседневных забот подоб­но рюкзаку. Рюкзак нести можно. Предполагается, что каж­дый из нас будет нести свой собственный рюкзак, то есть справляться с возложенными на нас Богом обязанностя­ми, разбираться со своими чувствами, налаживать взаимо­отношения, корректировать свое поведение. Мы должны все это делать, невзирая на то, что придется приложить определенные усилия.

Проблемы возникают, когда люди путают неподъем­ные булыжники с рюкзаками и отказываются от помощи. Либо, напротив, увеличивают повседневные обязанности до размеров трагедии и под этим предлогом отказываются выполнять их должным образом. В первом случае резуль­татом будет непрекращающееся страдание, во втором — безответственность.

Чтобы не испытывать бесконечную боль и не стать бе­зответственным, очень важно уметь определять, что есть «я», где пролегает барьер, отделяющий меня и мои обязан­ности от другого человека с его обязанностями. Ниже в этой главе мы рассмотрим, за что конкретно каждый из нас отвечает. А сейчас давайте поподробнее поговорим о сущности барьеров.

Хорошее — внутрь, плохое — наружу

Благодаря барьерам мы точно знаем, где начинается и где заканчивается наша собственность. Это дает нам воз­можность должным образом заботиться о ней.

То, что питает и поддерживает нас, нужно держать внутри нашего «я», а то, что вредит, — снаружи. Одним словом, барьеры помогают держать хорошее внутри, а пло­хоеснаружи. Они защищают наши святыни и ценности (Мф. 6:7), не дают возможности людям вторгнуться и украсть их. Благодаря внутренней ограде жемчуг остается внутри, а свиньи — снаружи.

Иногда бывает, что внутри находится плохое, а снару­жи — хорошее. В таких случаях надо уметь отворить воро­та, чтобы впустить хорошее и выпустить плохое. В наших оградах должны быть ворота. Например, если выясняется, что на душе у меня страдание или грех, я должен открыть­ся и рассказать об этом Богу и людям. Тогда я смогу полу­чить исцеление. Рассказ о страдании и признание в грехе помогают «вывести их за пределы моего «я». Тогда они прекращают управлять мною изнутри (1 Ин. 1:9; Иак. 5:16; Мк. 7:21-23).

А когда хорошее находится снаружи, нам надо открыть ворота и «впустить его внутрь». Иисус говорит об этом феномене «принятия», «впускания внутрь» Его и Его ис­тины (Отк. 3:20; Ин. 1:12). Другие люди могут поделиться с нами чем-то хорошим, и нам нужно уметь открыться им (2 Кор. 6:11-13). Часто мы закрываемся и тем самым лиша­ем себя того хорошего, что нам могут дать другие люди.

Одним словом, барьеры — это не стены. В Библии не говорится, что мы должны «строить стену» между собой и другими людьми. Фактически там сказано, чтобы мы были «едины» с ними (Ин. 17:11). Мы должны составлять с ними единое сообщество. Но в любом сообществе каждый из его членов занимает определенную территорию и располагает определенной собственностью. Идея заключается в том, чтобы барьеры были достаточно проницаемыми, чтобы совершался взаимообмен, и в то же время прочными, что­бы защищать от опасности.

Часто, когда с детьми плохо обращаются, у них форми­руется неверное представление о функциях барьеров. Они держат плохое внутри, а хорошееснаружи. Когда Мэри росла, она страдала от плохого обращения со стороны отца. Это не способствовало умению правильно пользоваться барьерами. В результате она постоянно наглухо закрывалась от людей, держала боль внутри; она не открывалась, чтобы выразить обиду и изгнать ее из души. Она не открывалась также и для поддержки, которая могла бы исцелить ее. В дополнение к этому она снова и снова позволяла другим вносить в ее душу очередные порции страданий. В результате, когда она обра­тилась за помощью, на сердце у нее лежал тяжелый груз боли. С ней по-прежнему плохо обращались, и она по-преж­нему не принимала поддержку от других людей.

Ей нужно было изменить свои барьеры: превратить их в достаточно прочную ограду, не пропускающую внутрь плохого, но в то же время сделать в ограде ворота, через которые она могла бы изгнать из души уже накопившееся в ней зло и впустить добро, столь необходимое ей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: