Структура обучения гимнастическим упражнениям тесно.связана с использованием конкретных методов и методических приёмов обучения. Под методом обучения движениям следует понимать выбор принципиального способа решения той или иной задачи в целом, а методическим приёмом является способ действия преподавателя и ученика для решения частных задач. На протяжении всего хода обучения отдельные методы и приёмы могут быть использованы как для решения только одной задачи обучения, так и для нескольких разных.
Словесный метод. Это один из универсальных методов, с помощью которого решается широкий круг задач: описание техники, постановка задач обучения, анализ результатов исполнения движения, управление обучением и др. Отсюда и разнообразие методических приёмов использования слова: рассказ, объяснение, опрос, сопровождение выполнения движений. При использовании данного метода особое внимание уделяется точности и лаконичности ведения- диалога с учеником. Слова должны быть образными и точными, а выражения - кратки и поняты. Выбор способа воздействия словом в значительной степени зависит от возраста и подготовленности учащихся, а также способностей преподавателя.
|
|
Метод показа. Данный метод помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные детали техники, обратить внимание ученика на допущенную ошибку, сравнить варианты выполнения движения.
Метод целостного упражнения предполагает разучивание движений на фоне целостного упражнения. Его применяют при освоении несложных элементов- и соединений, и в случаях, когда разучиваемое двигательное действие не поддается расчленению на относительно без существенного искажения его основной структуры. Применяя метод целостного упражнения при разучивании относительно сложных двигательных действий, вначале стремятся по возможности упростить двигательную задачу. Это достигается за счёт исключения второстепенных деталей, упрощения отдельных фаз двигательного акта и создания условий, облегчающих их выполнение. Так, например, при разучивании прыжка ноги врозь через коня в длину для упрощения двигательной задачи в начальной стадии формирования двигательного навыка целесообразно уменьшить высоту снаряда и не требовать от занимающихся строгого соблюдения гимнастического стиля, высокого замаха и легкого приземления. Целостный метод; легко применяется и при совершенствовании техники гимнастических упражнений. В этих случаях обычно используются приемом избирательного вычленения отдельных фаз двигательного действия, т. е. последовательно концентрируют внимание учеников на.различных технических деталях. Так, после освоения технической основы прыжка ноги врозь через коня в длину, занимающимся предлагают при выполнении очередного прыжка либо сделать более высокий замах при наскоке на снаряд, либо энергичнее выполнить толчок руками и разгибание в последующей фазе, либо четко приземлиться и т. д. Метод расчлененного упражнения предусматривает временное расчленение двигательного действия на основные части (относительно самостоятельные движения) для поочередного их освоения с последующим соединением этих частей в целостное упражнение. Например: при обучении тому же прыжку ноги врозь через коня в длину можно применить метод расчленения, т. е. начать обучение с отработки отдельных фаз; прыжка-разбега, наскока на мостик и толчка ногами, фазы полёта после толчка ногами; толчка руками, приземления. Эти отдельные фазы опорного прыжка по мере их освоения постепенно соединяются в целостное двигательное действие. Метод расчлененного упражнения применяется главным образом при разучивании сложных двигательных действий, включающих в себя несколько относительно самостоятельных фаз. Применяя этот метод, важно правильно расчленить упражнение. . Если после расчленения упражнения, отдельные его части всё же продолжают оставаться для учеников достаточно трудными двигательными действиями, надо постараться подобрать к ним соответствующие подводящие упражнения. При обучении гимнастическим элементам и соединениям методы целостного и расчленённого упражнения обычно сочетают друг с другом, дополняя их различными методическими приемами. К наиболее эффективным методическим приёмам, облегчающим и ускоряющим процесс обучения, относятся подводящие уп ражнения, дополнительные зрительные и звуковые ориентиры, разновидности физической помощи, варьирование (изменение) условий обучения. Эти приёмы, прежде всего, направлены на то, чтобы по возможности максимально облегчить создание у занимающихся правильного представления о технике разучиваемых движений. В связи с этим их применяют преимущественно на начальной стадии формирования двигательных навыков. Подводящие упражнения (специально-подготовительные упражнения, имеющие сходную техническую структуру с изучаемыми.двигательными действиями). Эти упражнения дают возможность занимающимся в относительно облегченных условиях прочувствовать основные фазы изучаемых элементов и соединений, тем самым, приобретая желаемые двигательные представления. Например, при обучении подъёму разгибом из размахивания в висе на перекладине наибольшие трудности возникают у занимающихся при освоении разгибания (трудно усваивается положение частей тела в момент разгибания). Для создания правильного представления об этой фазе упражнения полезно предложить ученикам выполнить из виса стоя, согнувшись на гимнастической стенке энергично выполнить серию разгибательных движений до положения упора стоя и обратно (руки выполняют приводящее движение к бедрам и абсолютно прямые). основным изучаемым упражнением. Дополнительные зрительные и звуковые ориентиры. Этот методический приём обучения облегчает формирование правильного представления. о пространственных и временных параметрах разучиваемых движений. Они способствуют конкретизации двигательной задачи. В качестве дополнительных зрительных ориентиров обычно используют различные предметы (мяч, подвешенный на.верёвке, г/палку и т.д.), которые помещают в поле;зрения ученика на определенной высоте и соответствующем удалении от снаряда. Пред учеником ставится задача: при выполнении упражнения, в какой-то момент постараться ногами или другой частью тела кос- |
Один из способов показа заключается в демонстраций целостного и совершенного исполнения движения - эталона техники. Кроме того, возможен акцентированный показ отдельных фаз и фрагментов с выделением решающих или типичных моментов исполнения. Наиболее нагляден «живой» показ учителем или другим исполнителем. Если при этом исполнение оказалось не совсем удачным, и действия были неточными, то следует правильно объяснить, а затем найти возможность показать технически правильное исполнение. Из исходного положения, стоя согнувшись хватом за гимнастическую палку разгибательные движения до положения основной стойки, с задачей как можно ближе к ногам провести г/палку (исполнять в различном темпе, при этом руки в локтевых суставах не сгибать). Эффективность подводящих упражнений зависит не только от удачного подбора, но и правильного сочетания их с основным изучаемым упражнением.
|
|
|
|
Дополнительные зрительные и звуковые ориентиры. Этот методический приём обучения облегчает формирование правильного представления. о пространственных и временных параметрах разучиваемых движений. Они способствуют конкретизации двигательной задачи. В качестве дополнительных зрительных ориентиров обычно используют различные предметы (мяч, подвешенный на.верёвке, г/палку и т.д.), которые помещают в поле;зрения ученика на определенной высоте и соответствующем удалении от снаряда. Пред учеником ставится задача: при выполнении упражнения, в какой-то момент постараться ногами или другой частью тела кос нуться этого предмета или наоборот не задеть его. При обучении акробатическим и опорным прыжкам полезно для зрительной ориентации отмечать мелом место постановки ног (рук).
Звуковые сигналы применяют в качестве дополнительных ориентиров, чтобы облегчить ученику усвоение ритма движений и помочь ему уловить моменты приложения основных усилий при выполнении двигательного действия. Звуковые сигналы подаются голосом или с помощью специальных приспособлений. Эффективность дополнительных зрительных и звуковых ориентиров обычно повышается, когда они применяются в сочетании.
|
|
Физическая помощь способствует созданию правильного представления о разучиваемом движении. Широко применяется в гимнастике как при обучении координационно-сложным двигательным действиям, так и при освоении относительно простых упражнений, которые требуют максимального проявления определенных двигательных качеств (чаще всего силы). Однако, несмотря на бесспорную пользу этого приема, применять его следует с ограничением. Частое и длительное оказание помощи снижает активность учеников и препятствует развитию у них чувства уверенности в своих силах.
Разновидностью помощи является прием фиксации. Его цель создать у ученика представление о наиболее существенных, узловых положениях, встречающихся при выполнении упражнения. Ученик фиксирует с помощью учителя, партнёра, используя дополнительную опору о снаряд, наиболее ответственные положения (позы), встречающиеся при выполнении целостного движения. Чтобы облегчить ученику прочувствованно нескольких, следующих друг за другом положений, применяют так называемый приём проводки. Ученик с помощью учителя выполняет элемент в замедленном темпе..
Варьирование условий обучения применяют в качестве методического приема обучения на более поздней стадии формирования двигательного навыка, обычно после того, как ученики хорошо освоят техническую основу упражнения. Изменение условий обучения облегчает и ускоряет процесс уточнения деталей упражнений и способствует повышению пластичности формируемого двигательного навыка. Варьирование условий обучения осуществляют путём изменения исходного или конечного положения, увеличения ам плитуды маха, в опорных прыжках - за счет изменения высоты снаряда и расстояния между снарядом и мостиком. Варьирование условий выполнения упражнений надо начинать своевременно и осуществлять постоянно.
3.1 Ошибки и рекомендации по их устранению
Любое исполнение гимнастических упражнений не застраховано от ошибок, даже если движение доступно. А методика обучения совершенна. Поэтому преподаватель и ученик должны быть готовы (методически и психологически) к возможности появления ошибок и должны уметь их исправлять..
Трудности, которые испытывает ученик в процессе обучения, могут быть разного характера. Они относительны и определяются путём сопоставления двигательного задания и потенциальных возможностей ученика. для устранения ошибок ученики должны пользоваться такими приёмами: уточнение представления об изучаемых элементах, контроль своих действий, анализ объяснения преподавателя и др. Внимательное выслушивание объяснений преподавателя, правильное понимание сделанных им замечаний, вдумчивый анализ совершаемых попыток, оценка всех удач и неудач - вот важнейшие средства,. обеспечивающие формирование навыка, атакже устранение и предупреждение ошибок.
В связи с необходимостью исправления ошибок в процессе освоения гимнастических упражнений, можно сформулировать следующие правила действий:
1) прежде чем приступить к исправлению ошибок следует подмечать (особенно в начале формирования навыка) основные ошибки, влияющие на структуру движения, а затем соответствующую цепочку нарушений в исполнении движения;
2) следует избегать одновременного исправления нескольких разнохарактерных ошибок, а избирать путь их последовательного исправления;
3) с момента разучивания следует стремиться выполнять движения с наименьшим количеством ошибок. Необходимо подбирать такие подводящие упражнения, которые бы сразу выполнялись без ошибок. Однако на практике ученики часто допускают ошибки, как в подводящих упражнениях, так и в основном движении. Поэтому преподаватель должен уметь их быстро устранять;
4) для устранения ошибок очень важно наблюдать за выполнением движения, так как существует некоторое несоответствие между формой упражнения и субъективными ощущениями, возникающими при его выполнении. Такое несоответствие чаще всего встречается при начальном разучивании движения. Для успешного устранения ошибок надо, прежде всего, умело находить их причины и не принимать следствие за причину;
5) более эффективно срочное исправление ошибки по ходу выполнения движения - без отсрочки на следующий подход, занятие.
Объясняя ошибки, следует проверять и уровень развития физических качеств, так как часть ошибок возникает лишь потому, что у ученика не достаточно развита сила и гибкость. Если ошибка закрепилась, то для её устранения можно применять следующие приёмы:
1. На некоторое время прекратить выполнение элемента, чтобы затормозить ненужные условно-рефлекторные связи, а затем вновь приступить к его разучиванию.
2. Переучить элемент (если позволяют особенности техники) в другyю сторону.
3. Воспользоваться приёмом «от трудного к легкому», то есть, прекратив разучивание данного элемента выучить более трудный, но сходный с ним по структуре и затем уже от трудного элемента перейти к разучиванию легкого.
4. Усилить страховку различными средствами, чтобы устранить отрицательное действие защитного рефлекса, мешающего овладеть правильной техникой. С этой же целью следует обучить надежным способам самостраховки.
Для исправления. ошибок следует использовать различные приёмы и средства:
- уточнение двигательных представлений;
- предупреждение появления ошибок и переход к совместному анализу результатов действия;
- дозирование заданий, акцентированное (сравнительное) воспроизведение движения;
- использование различных способов облегчения выполнения движения, психологическому воздействию на ученика (подъём настроения, создание уверенности и тому подобное).
Меры предупреждения появления ошибок сводятся к полноценной подготовке ученика к обучению, глубокому знанию техники выполнения нового движения, эффективным и своевременным действиям преподавателя при разучивании движения. При исправлении ошибок особое значение приобретает принцип индивидуального подхода.
4. Основы судейства в гимнастике
4.1 Общие указания
1. Упражнение должно выполняться без ошибок, с хорошей осанкой, с большой амплитудой движения, чётко и легко, уверенно, красиво и выразительно.
2. Все отклонения от безукоризненного выполнения элементов, соединений и упражнения в целом, а также невыполнение общих указаний ведут к соответствующим сбавкам в зависимости от величины и характера отклонений.
3. Статические элементы выполняются (удерживаются) в течении двух секунд.
4. Началом выполнения упражнения является основная стойка перед снарядом с поднятой рукой вверх. Окончанием упражнения
считается момент, когда ученик после приземления принимает основную стойку.
5. Все упражнения оцениваются из 10 баллов.
Сбавки за ошибки в выполнении элементов. При выполнении упражнений могут быть допущены мелкие,
средние и грубые ошибки, а также ошибки, вследствие которых элемент считается невыполненным.
Мелкие ошибки - небольшие несущественные отклонения от
безупречного выполнения, сбавка - 0,1 балла..
Средние ошибки - значительные отклонения от безупречного
исполнения, сбавка - 0,2 балла.
Грубые ошибки - большие искажения, граничащие с невьполнением, сбавка - 0,3 балла.
4.2 Специальные требования к выполнению упражнений в
видах мужского и женского многоборья