Основы обучения гимнастическим упражнениям

Структура обучения гимнастическим упражнениям тесно.свя­зана с использованием конкретных методов и методических приёмов обучения. Под методом обучения движениям следует понимать выбор принципиального способа решения той или иной задачи в целом, а методическим приёмом является способ действия преподавателя и ученика для решения частных задач. На протяжении всего хода обучения отдельные методы и приёмы могут быть использованы как для решения только одной задачи обучения, так и для несколь­ких разных.

Словесный метод. Это один из универсальных методов, с по­мощью которого решается широкий круг задач: описание техники, постановка задач обучения, анализ результатов исполнения движе­ния, управление обучением и др. Отсюда и разнообразие методиче­ских приёмов использования слова: рассказ, объяснение, опрос, со­провождение выполнения движений. При использовании данного метода особое внимание уделяется точности и лаконичности веде­ния- диалога с учеником. Слова должны быть образными и точны­ми, а выражения - кратки и поняты. Выбор способа воздействия словом в значительной степени зависит от возраста и подготовлен­ности учащихся, а также способностей преподавателя.

Метод показа. Данный метод помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные детали техники, обратить вни­мание ученика на допущенную ошибку, сравнить варианты выпол­нения движения.

Метод целостного упражнения предполагает разучивание дви­жений на фоне целостного упражнения. Его применяют при освое­нии несложных элементов- и соединений, и в случаях, когда разучи­ваемое двигательное действие не поддается расчленению на отно­сительно без существенного искажения его основной структуры. Применяя метод целостного упражнения при разучивании относи­тельно сложных двигательных действий, вначале стремятся по возможности упростить двигательную задачу. Это достигается за счёт исключения второстепенных деталей, упрощения отдельных фаз двигательного акта и создания условий, облегчающих их выполне­ние. Так, например, при разучивании прыжка ноги врозь через коня­ в длину для упрощения двигательной задачи в начальной стадии формирования двигательного навыка целесообразно уменьшить высоту снаряда и не требовать от занимающихся строгого соблю­дения гимнастического стиля, высокого замаха и легкого призем­ления. Целостный метод; легко применяется и при совершенствовании техники гимнастических упражнений. В этих случаях обычно исполь­зуются приемом избирательного вычленения отдельных фаз двига­тельного действия, т. е. последовательно концентрируют внимание учеников на.различных технических деталях. Так, после освоения технической основы прыжка ноги врозь через коня в длину, занимающимся предлагают при выполнении очередного прыжка либо сделать более высокий замах при наскоке на снаряд, либо энергич­нее выполнить толчок руками и разгибание в последующей фазе, либо четко приземлиться и т. д. Метод расчлененного упражнения предусматривает временное расчленение двигательного действия на основные части (относи­тельно самостоятельные движения) для поочередного их освоения с последующим соединением этих частей в целостное упражнение. Например: при обучении тому же прыжку ноги врозь через коня в длину можно применить метод расчленения, т. е. начать обучение с отработки отдельных фаз; прыжка-разбега, наскока на мостик и толчка ногами, фазы полёта после толчка ногами; толчка руками, приземления. Эти отдельные фазы опорного прыжка по мере их освоения постепенно соединяются в целостное двигательное дейст­вие. Метод расчлененного упражнения применяется главным образом при разучивании сложных двигательных действий, включаю­щих в себя несколько относительно самостоятельных фаз. Приме­няя этот метод, важно правильно расчленить упражнение. . Если после расчленения упражнения, отдельные его части всё же продолжают оставаться для учеников достаточно трудными двигательными действиями, надо постараться подобрать к ним соответствующие подводящие упражнения. При обучении гимнастическим элементам и соединениям мето­ды целостного и расчленённого упражнения обычно сочетают друг с другом, дополняя их различными методическими приемами. К наиболее эффективным методическим приёмам, облегчаю­щим и ускоряющим процесс обучения, относятся подводящие уп­ ражнения, дополнительные зрительные и звуковые ориентиры, раз­новидности физической помощи, варьирование (изменение) условий обучения. Эти приёмы, прежде всего, направлены на то, чтобы по возможности максимально облегчить создание у занимающихся правильного представления о технике разучиваемых движений. В связи с этим их применяют преимущественно на начальной стадии формирования двигательных навыков. Подводящие упражнения (специально-подготовительные уп­ражнения, имеющие сходную техническую структуру с изучаемы­ми.двигательными действиями). Эти упражнения дают возмож­ность занимающимся в относительно облегченных условиях про­чувствовать основные фазы изучаемых элементов и соединений, тем самым, приобретая желаемые двигательные представления. Например, при обучении подъёму разгибом из размахивания в висе на перекладине наибольшие трудности возникают у занимающихся при освоении разгибания (трудно усваивается положение частей тела в момент разгибания). Для создания правильного представле­ния об этой фазе упражнения полезно предложить ученикам вы­полнить из виса стоя, согнувшись на гимнастической стенке энергично выполнить серию разгибательных движений до положения упора стоя и обратно (руки выполняют приводящее движение к бедрам и абсолютно прямые). основным изучаемым упражнением. Дополнительные зрительные и звуковые ориентиры. Этот мето­дический приём обучения облегчает формирование правильного представления. о пространственных и временных параметрах разу­чиваемых движений. Они способствуют конкретизации двигатель­ной задачи. В качестве дополнительных зрительных ориентиров обычно используют различные предметы (мяч, подвешенный на.верёвке, г/палку и т.д.), которые помещают в поле;зрения ученика на определенной высоте и соответствующем удалении от снаряда. Пред учеником ставится задача: при выполнении упражнения, в какой-то момент постараться ногами или другой частью тела кос­-

Один из способов показа заключается в демонстраций целост­ного и совершенного исполнения движения - эталона техники. Кроме того, возможен акцентированный показ отдельных фаз и фрагментов с выделением решающих или типичных моментов ис­полнения. Наиболее нагляден «живой» показ учителем или другим исполнителем. Если при этом исполнение оказалось не совсем удачным, и действия были неточными, то следует правильно объ­яснить, а затем найти возможность показать технически правильное исполнение. Из исходного положения, стоя со­гнувшись хватом за гимнастическую палку разгибательные движе­ния до положения основной стойки, с задачей как можно ближе к ногам провести г/палку (исполнять в различном темпе, при этом руки в локтевых суставах не сгибать). Эффективность подводящих упражнений зависит не только от удачного подбора, но и правиль­ного сочетания их с основным изучаемым упражнением.

Дополнительные зрительные и звуковые ориентиры. Этот мето­дический приём обучения облегчает формирование правильного представления. о пространственных и временных параметрах разу­чиваемых движений. Они способствуют конкретизации двигатель­ной задачи. В качестве дополнительных зрительных ориентиров обычно используют различные предметы (мяч, подвешенный на.верёвке, г/палку и т.д.), которые помещают в поле;зрения ученика на определенной высоте и соответствующем удалении от снаряда. Пред учеником ставится задача: при выполнении упражнения, в какой-то момент постараться ногами или другой частью тела кос­ нуться этого предмета или наоборот не задеть его. При обучении акробатическим и опорным прыжкам полезно для зрительной ориентации отмечать мелом место постановки ног (рук).

Звуковые сигналы применяют в качестве дополнительных ори­ентиров, чтобы облегчить ученику усвоение ритма движений и по­мочь ему уловить моменты приложения основных усилий при вы­полнении двигательного действия. Звуковые сигналы подаются го­лосом или с помощью специальных приспособлений. Эффектив­ность дополнительных зрительных и звуковых ориентиров обычно повышается, когда они применяются в сочетании.

Физическая помощь способствует созданию правильного пред­ставления о разучиваемом движении. Широко применяется в гим­настике как при обучении координационно-сложным двигательным действиям, так и при освоении относительно простых упражнений, которые требуют максимального проявления определенных двига­тельных качеств (чаще всего силы). Однако, несмотря на бесспор­ную пользу этого приема, применять его следует с ограничением. Частое и длительное оказание помощи снижает активность учени­ков и препятствует развитию у них чувства уверенности в своих силах.

Разновидностью помощи является прием фиксации. Его цель ­создать у ученика представление о наиболее существенных, узло­вых положениях, встречающихся при выполнении упражнения. Ученик фиксирует с помощью учителя, партнёра, используя дополнительную опору о снаряд, наиболее ответственные положения (позы), встречающиеся при выполнении целостного движения. Чтобы облегчить ученику прочувствованно нескольких, следующих друг за другом положений, применяют так называемый приём про­водки. Ученик с помощью учителя выполняет элемент в замедлен­ном темпе..

Варьирование условий обучения применяют в качестве методи­ческого приема обучения на более поздней стадии формирования двигательного навыка, обычно после того, как ученики хорошо ос­воят техническую основу упражнения. Изменение условий обуче­ния облегчает и ускоряет процесс уточнения деталей упражнений и способствует повышению пластичности формируемого двигатель­ного навыка. Варьирование условий обучения осуществляют путём изменения исходного или конечного положения, увеличения ам­ плитуды маха, в опорных прыжках - за счет изменения высоты сна­ряда и расстояния между снарядом и мостиком. Варьирование ус­ловий выполнения упражнений надо начинать своевременно и осуществлять постоянно.

3.1 Ошибки и рекомендации по их устранению

Любое исполнение гимнастических упражнений не застрахова­но от ошибок, даже если движение доступно. А методика обучения совершенна. Поэтому преподаватель и ученик должны быть готовы (методически и психологически) к возможности появления ошибок и должны уметь их исправлять..

Трудности, которые испытывает ученик в процессе обучения, могут быть разного характера. Они относительны и определяются путём сопоставления двигательного задания и потенциальных воз­можностей ученика. для устранения ошибок ученики должны пользоваться такими приёмами: уточнение представления об изу­чаемых элементах, контроль своих действий, анализ объяснения преподавателя и др. Внимательное выслушивание объяснений пре­подавателя, правильное понимание сделанных им замечаний, вдум­чивый анализ совершаемых попыток, оценка всех удач и неудач - ­вот важнейшие средства,. обеспечивающие формирование навыка, атакже устранение и предупреждение ошибок.

В связи с необходимостью исправления ошибок в процессе ос­воения гимнастических упражнений, можно сформулировать сле­дующие правила действий:

1) прежде чем приступить к исправлению ошибок следует подмечать (особенно в начале формирования навыка) основные ошибки, влияющие на структуру движения, а затем соответствующую цепочку нарушений в исполнении движения;

2) следует избегать одновременного исправления нескольких разнохарактерных ошибок, а избирать путь их последовательного исправления;

3) с момента разучивания следует стремиться выполнять дви­жения с наименьшим количеством ошибок. Необходимо подбирать такие подводящие упражнения, которые бы сразу выполнялись без ошибок. Однако на практике ученики часто допускают ошибки, как в подводящих упражнениях, так и в основном движении. Поэтому преподаватель должен уметь их быстро устранять;

4) для устранения ошибок очень важно наблюдать за выполне­нием движения, так как существует некоторое несоответствие меж­ду формой упражнения и субъективными ощущениями, возни­кающими при его выполнении. Такое несоответствие чаще всего встречается при начальном разучивании движения. Для успешного устранения ошибок надо, прежде всего, умело находить их причи­ны и не принимать следствие за причину;

5) более эффективно срочное исправление ошибки по ходу выполнения движения - без отсрочки на следующий подход, занятие.

Объясняя ошибки, следует проверять и уровень развития физи­ческих качеств, так как часть ошибок возникает лишь потому, что у ученика не достаточно развита сила и гибкость. Если ошибка за­крепилась, то для её устранения можно применять следующие приёмы:

1. На некоторое время прекратить выполнение элемента, чтобы затормозить ненужные условно-рефлекторные связи, а затем вновь приступить к его разучиванию.

2. Переучить элемент (если позволяют особенности техники) в другyю сторону.

3. Воспользоваться приёмом «от трудного к легкому», то есть, прекратив разучивание данного элемента выучить более трудный, но сходный с ним по структуре и затем уже от трудного элемента перейти к разучиванию легкого.

4. Усилить страховку различными средствами, чтобы устранить отрицательное действие защитного рефлекса, мешающего овладеть правильной техникой. С этой же целью следует обучить надежным способам самостраховки.

Для исправления. ошибок следует использовать различные приёмы и средства:

- уточнение двигательных представлений;

- предупреждение появления ошибок и переход к совместному анализу результатов действия;

- дозирование заданий, акцентированное (сравнительное) воспроизведение движения;

- использование различных способов облегчения выполнения движения, психологическому воздействию на ученика (подъём на­строения, создание уверенности и тому подобное).

Меры предупреждения появления ошибок сводятся к полно­ценной подготовке ученика к обучению, глубокому знанию техни­ки выполнения нового движения, эффективным и своевременным действиям преподавателя при разучивании движения. При исправ­лении ошибок особое значение приобретает принцип индивидуаль­ного подхода.

4. Основы судейства в гимнастике

4.1 Общие указания

1. Упражнение должно выполняться без ошибок, с хорошей осанкой, с большой амплитудой движения, чётко и легко, уверенно, красиво и выразительно.

2. Все отклонения от безукоризненного выполнения элементов, соединений и упражнения в целом, а также невыполнение общих указаний ведут к соответствующим сбавкам в зависимости от вели­чины и характера отклонений.

3. Статические элементы выполняются (удерживаются) в течении двух секунд.

4. Началом выполнения упражнения является основная стойка перед снарядом с поднятой рукой вверх. Окончанием упражнения

считается момент, когда ученик после приземления принимает ос­новную стойку.

5. Все упражнения оцениваются из 10 баллов.

Сбавки за ошибки в выполнении элементов. При выполнении упражнений могут быть допущены мелкие,

средние и грубые ошибки, а также ошибки, вследствие которых элемент считается невыполненным.

Мелкие ошибки - небольшие несущественные отклонения от

безупречного выполнения, сбавка - 0,1 балла..

Средние ошибки - значительные отклонения от безупречного

исполнения, сбавка - 0,2 балла.

Грубые ошибки - большие искажения, граничащие с невьполнением, сбавка - 0,3 балла.

4.2 Специальные требования к выполнению упражнений в

видах мужского и женского многоборья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: