Этапы формирования «новой русской урбанистики»

1.3.1. Первый «хипстеровском» этап (2000-2008 гг.). Главный инструмент адаптации идей Р. Флориды к российским реалиям - журнал «Афиша», основанный в 1999 г. Ильей Осколковым-Цинципером. По словам редактора журнала «Афиша» с 2003 по 2008 гг. Юрия Спрыкина «миссия «Афиши» заключалась в том, чтобы создать среду, в которой мог бы существовать городской образованный средний класс, такой европейский мейнстрим» [8]. Появляются первые переводы ключевых текстов «нового урбанизма» упомянутые в первой главе на русский язык; идеи НУ помимо «Афиши» активно популяризирует журнал «Большой город».

В этот период в Москве появляются первые арт-кластеры, созданные на месте исторических промзон: в 2004 г. открылась «АРТстрелка» на «Красном Октябре», в 2005 г. на платформе старейшего советского предприятия «Октябрь» заработал центр творческих индустрий «Фабрика», в 2005-м начинает работу «Арма» - один из первых клубных кластеров Москвы в бывшей промзоне (там локализуются «Газгольдер», «Якут-галерея», позже появятся редакции «Сноба» и «Русского пионера», главный московский техно-клуб «Арма 17», первый магазин фермерской еды Lavkalavka); в 2007 г в здании бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария», открылся культурный центр «Винзавод»[3], которые многие воспринимают как первый большой опыт джентрификации. По масштабу, количеству проектов и галерей «Винзаводу» долгое время не было равных[4]. В 2007 г. в Санкт-Петербурге на площадях бывшего хлебозавода (Лиговский пр., 74) открывается Культурный центр Лофт Проект «Этажи» - пионер лофт-дизайна и одно из первых выставочных пространств в Санкт-Петербурге.

В 2003-5 гг. зарождается московская стрит-культура: появляются первые граффитчики.

В 2005 г. проводится первый Пикник «Афиши» с («концепцией фестиваля как модели идеального мира»[5]), положивший начало популярности «временным», «фестивальным» общественным пространствам; на ПА были апробированы основные приемы, получившие дальнейшее распространение: фуд-маркеты, винтажные рынки, гамаки и шезлонги,как сиволы комфортной расслабленности и проч. В 2006 г. в Москве проходит первый фестиваль уличной культуры Faces & Laces.

В этот период российская «новая урбанистика» - архдвижения, урбан-партизанинг, тактический урбанизм и другой стихийный креатив развивалась под зонтичным брендом «мягкой оппозиции» как легальная форма критики режима, что придавало движению романтичный флер и популярность в среде «рассерженных горожан». Энтузиасты «хипстеровской эстетики» (а хипстеры, по мнению Василия Эсманова, основателя культового сайта Look At Me, «это люди, которые хотят быть умными, красивыми и начитанными, не получая образования»), приветствовали велодорожки, деревянные тротуары и дизайнерские скамейки как приметы самозарождающейся горизонтальной гражданственности. Их оппоненты указывали, что движение насаждается сверху и только маскируется под стихийный креатив и другие формы городского активизма. Свят Мурунов объясняет возникновение первой волны городского активизма в 2007–2008 годах, тем, что: «Люди поездили по Европам и захотели что-то сделать в своем городе. Благодаря интернету культовые западные истории стали известны, и они вдохновляли российских активистов. В первой волне были активны экологи, защитники животных, велосипедисты [6]».

1.3.2. Второй - «столичный» («капковский») этап, 2009-2013 гг. Основные агенты влияния «креативной индустрии», «экономики впечатлений» и нового урбанизма - Московский урбанистический форум [9], Высшая школа урбанистики при ВШЭ [10], Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»[7] [11], сайт «UrbanUrban» [12]. Основным популяризатором нового образа жизни стал сайт The Village [13], запущенный в 2010 г. Василием Эсмановым.

В августе 2009 г. на основе выставочных залов «Арт-стрелка» начинается строительство Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Бюро Wowhaus сконструировали интерьер учебных студий, бара и веранды с ее знаменитым деревянным амфитеатром. «С этого момента о студии начали говорить, как о главных проповедниках деревянной архитектуры в Москве»[8]. Официальное открытие Института «Стрелка» состоялось 25 мая 2010 года. 28 сентября Юрий Лужков был освобождён от должности мэра Москвы «в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации».

Новый мэр Москвы С. Собянин 16 марта 2011 года назначил бывшего депутата Госдумы С. Капкова директором парка Горького, под руководством которого была начата триумфальная реконструкция этого объекта, ознаменовавшая начало «парковой революции» и заложившая новый «московский стандарт». Проводником модной эстетики, получившей профессиональное название «новое деревянное» стало упомянутое выше архитектурное бюро Wowhaus, чья деревянная «временная архитектура» Парка Горького произвела сенсацию в профессиональном сообществе и выдвинуло Wowhaus в трендсеттеры. Олег Шапиро, архитектор Wowhaus, выступая на третьем Московском урбанфоруме (День второй «Общественные пространства») рассказывал об реконструкции Парка Горького и парка им. Баумана как о первом опыте формирования общественных пространств нового типа: «Тогда появился запрос на новую систему отношений между властью и горожанами и власти были нужны быстрые преобразования с ярко выраженной этической составляющей. А мы могли и хотели это предложить[9]». Для Парка Горького бюро спроектировало в общей сложности семь объектов: Оливковый пляж, летний кинотеатр «Пионер», набережную Голицынского пруда, несколько павильонов («Зеленая школа», раздевалки спортивного центра, кафе Pelman), перголу на Фонтанной площади и ежегодные катки.

В Петербурге с относительно недорогими арендными ставками, арт-пространства захватывают выгодные локации в центре города. В 2011 г. открывается «Креативное пространство» "Новая Голландия», спонсируемое Романом Абрамовичем: газоны, концерты, фермерские продукты, поля для петанка, мастерские и мини-рампа для скейтбордистов. «Изначально предполагалось, что оно будет экспериментом по исследованию возможных путей развития территории острова. За три года существования проекта "Новую Голландию" посетило более 760 тысяч человек, было реализовано свыше 900 мероприятий, из них 382 тысяч посетителей и 500 мероприятий за сезон 2013».[10]

К этому периоду относится активная деятельность фонда «Городские проекты» Варламова-Каца [14], аффилированного с госструктурами. Тогда же стартовали первые образовательные проекты; в качестве типичного примера можно упомянуть проект CityCult, созданный в мае 2011 г. для обмена идеями и опытом в области развития современных городов на платформе «Открытая лаборатория Город» [15]. Кураторы подобных проектов проводили публичные мероприятий, лекций, дискуссий о том, какой может и должна быть городская среда, какие успешные проекты и сценарии «оживления» и развития городов существуют в других странах и контекстах, формируя общественный запрос на гуманизацию постсоветского пространства. Сложился блок ключевых тем и интересов: креативный город, паблик-арт и стрит-арт в современных городах, джентрификация, городской дизайн, городской брендинг, партиципаторное проектирование, моделирование города и проч[11].

Флагманом и основным испытательным полигоном «новой урбанистки» являлась вполне официальная госструктура, «Мосгорпарк», а во главе «парковой революции» стоял С. Капков — чиновник высокого ранга, курирующий всю московскую культуру. «За пару месяцев выдающаяся гоп-дыра в центре Москвы превратилась в одно из самых утонченных мест города» — так описывал журнал GQ в 2011 году преображение парка Горького: «лужайки с вайфаем, бесплатные лекции, летний кинотеатр, музыкальные фестивали, деревянные набережные с лежаками — воплощенная Европа, по мнению одних людей, и резервация для хипстеров, призванная отвлекать их от реальных проблем, в глазах оппозиционеров»[12].

В 2011 г. московское правительство приглашает для консультаций Яна Гейла. Рекомендации команды Гейла, опубликованные 15 июля 2013 г. сводятся к следующим пунктам:

1. Уменьшить количество машин

2. Убрать с улиц препятствия[13]

3. Убрать подземные переходы

4. Объединить все бульвары

5. Сделать площади привлекательными

6. Сделать набережные прогулочными[14]

7. Поддерживать активную жизнь зимой

8. Развивать велоинфраструктуру

Ян Гейл выступает главным спикером на первом Moscow Urban Forum, открывшемся 08.12. 2011 г

В 2011-13 гг. появляется новая тенденция: молодые люди, не замеченные раньше в стремлении работать во власти, идут в городские структуры — чтобы менять город к лучшему изнутри[15].

В феврале 2012 года Дворец культуры «Завода имени И. А. Лихачева» был передан Департаменту культуры города Москвы и переформатирован в «многофункциональный культурный центр, где регулярно проходят выставки, перформансы, спектакли, лекции, концерты и мастер-классы экспертов в разных областях науки, культуры и искусства, ориентированные на широкую аудиторию». Своей основной задачей Культурный центр ЗИЛ декларировал «стимулирование творческой энергии горожан для развития и капитализации человеческого потенциала, повышение качества городской среды и улучшение жизни жителей мегаполиса». Успешная модель модернизации Культурного центра ЗИЛ легла в основу проекта «Московские культурные центры», которая реализуется Департаментом культуры города Москвы по преобразованию столичных домов культуры в современные культурные центры[16].

В декабре 2013 г. состоялся третий Moscow Urban Forum, посвященный жизни на окраинах, где в качестве спикеров выступали зарубежные звезды: Ян Гейл, Кэмерон Синклер - основатель организации «Архитектура для человечества», объединяющей архитекторов-гуманистов, которые помогают людям, пострадавшим от стихийных бедствий или просто не имеющим средств к существованию, бывший мэр Боготы, превративший город в «рай на земле» Энрике Пеньялосы. На форуме проходит круглый стол: «Парк на периферии мегаполиса: мировые практики и инструменты развития», где московские и зарубежные специалисты по паркам обсуждают перспективы модернизации окраинные парков Москвы и анализируют зарубежные примеры. Основатель диджитал-агентства Paper Planes Илья Балахнин проводит воркшопа на тему брендинга города: «как придумать уникальное торговое предложение территории».

1.3.3. Критика идей Нового урбанизма со стороны профессионального сообщества. Однако, наряду с восторженной пропагандой идеи «города для жизни», все громче зазвучали голоса скептиков, ставящих под сомнение эффективность «креативных пространств» для подъема экономики «убывающих» городов и не убежденных в уместности внедрения в постссоветские города «новой урбанистики», тесно связанной с экономикой впечатлений и концептом Everyday Urbanity. Опираясь на тезисы Джейми Пека, оппоненты указывали на последствия внедрения «креативных кластеров» в городскую среду: «социальное расслоение, элитизм, возрастающая роль культурного потребления как сегрегирующей практики» и расценивают концепцию Р. Флориды как «стратегию ухода от действительного решения проблем, возникших в результате неолиберальной экономической политики и деиндустриализации» [14]. Еще один из пунктов критики выявлял схематизм самих рецептов выхода из кризиса, которые предлагает модель креативных городов. Значительная часть их привлекательности для городских администраций и бизнеса возникает из безразличия этих рецептов к историческим, географическим, социальным и экономическим контекстам тех мест, которые они претендуют регенерировать[17] [16]. Весьма аргументированная критика идей новой урбанистики ведется в группе «Объединение планировщиков», где регулярно инициируются дискуссии на темы: «Как вы оцениваете деятельность Яна Гейла в России - это несет позитив или деструктивное явление, нацеленное на затуманивание реальных смыслов?» [17]. По мнению Александра Антонова (НИиПИ Градостроительства): «У нас есть ряд внешних условий и установок, которые рушат на корню ту самую "неадаптированную" модель, которую привозит Гейл. Эти внешние факторы носят как планировочный и пространственный характер, так и социально-управленческий. Нежелание автора концепции ее адаптировать к нашим чрезвычайно специфическим условиям делают деятельность Гейла все больше прохожей на продажу граммофонной трубы туземцам» [18]. По мнению Е. Трубиной «в России 2000–2010-х годов состоялся своеобразный переход от «творчества» к «креативности» – по мере неолиберализации государственной политики. «Креативные индустрии» и «креативный класс», «символическая экономика» и «культурная экономика» преподавались и обсуждались, продвигались и продавались, пока зимой 2011/12 года «креативный класс», став на год–полтора точкой кристаллизации классовой и региональной рефлексии, не исчез с повестки дня (вместе с классом средним), что ознаменовало пик усталости от «креативных» терминов» [19].

1.3.4. Третий – региональный этап (2013-14 гг.). Тем не менее, в 2013-14 гг. поднялась очередная, на этот раз провинциальная волна Нового урбанизма, связанная с ростом движения т.н. «городских активистов» от Калиниграда и Минска до Владивостока. Если на первом этапе агентами влияния являлись европейские метры (В. Вучик, Ян Гейл), выступавшие в роли экспертов перед представителями московской администрации и столичной интеллигенцией, то на третьем этапе, представители московского креативного класса стали сами разъезжать по стран, пропагандируя идеи «Нового урбанизма»[18]. Появилось несколько нестоличных, но весьма информативных рессурсов, регулярно поднимающие тему «Города для людей», новосибирский портал Siburbia[19], а также минский альманах городских исследований «Городские тактики»[20].

1.3.5. Четвертый – «государственный» этап (2014 гг.). К началу 2014 г. идеи нового урбанизма получили окончательную легализацию в официальном дискурсе и приобрели всероссийский размах. По инициативе московского правительства, то есть, по «инициативе сверху», начинается трансформация крупнейшего российского мегаполиса в «город для людей, а не для машин и зданий». В анонсе конференция «Городская среда. Перезагрузка», прошедшей 08.04.2014 г. в рамках проекта «Как сделать российские города комфортными» проблема необходимости модернизации постсоветского городского пространства была сформулирована следующим образом: «Россия пропустила смену мировой урбанистической парадигмы, которая началась двадцать-тридцать лет назад и сегодня она остро нуждается в новой градостроительной политике. Ее приоритетом должно стать высокое качество городской среды. И это не только вопрос эстетики. В условиях глобализации качество среды сегодня является одним из ключевых факторов экономического роста - «оружием» в борьбе за инвестиции и лучшие умы человечества»[21]. Основные вопросы, которые задает себе сегодня отечественное профессиональное сообщество звучат следующим образом:

- Какими могут быть стратегии модернизации российских городов?

- Каковы альтернативы микрорайонной застройке?

- Насколько существующие в России градостроительные, пожарные и санитарные нормативы и регламенты позволяют создавать качественную городскую среду?

- Эффективны ли существующие сегодня городские программы улучшения городов? Как учесть в этих программах реальные потребности жителей?

- Что такое «комфортный город» сегодня?

Не смотря на скептическое отношение части отечественных градостроителей и урбанистов, Ян Гейл и его бюро «Gehl Architects» продолжают активную деятельность в качестве экспертов и консультантов при городских администрациях и участвуют в различных совместных проектах. Так, в марте 2013 г. состоялась первая встреча партнеров проекта Совета Министров Северных стран «Сага о городе. Трансформация общественных пространств». «Используя опыт Северных стран проект поможет специалистам и общественности Санкт-Петербурга по-новому взглянуть на организацию общественных пространств и смоделировать новые, креативные, современные пространства, удобные для всех жителей», говорится на сайте проекта[22], чье название предлагается расшифровывать как:

[S]mart - умные (разумно организованные и высокотехнологичные)

[A]ttractive - привлекательные

[G]reen - «зеленые», экологичные

[A]ccessible – доступные

Окончательная легитимизация идеи «города для людей» на самом высоком уровне хронологически фиксируется в начале 2014 г. Так, 17.04 2014 г. в отеле «Ритц-Карлтон» (ул. Тверская, д.3) урбанистическую конференцию «Город с человеческим лицом», с повесткой: «Где заканчивается западная и начинается российская урбанистика? Компактный город против широкой русской души".

11.12.2014 г. открывается четвертый Московский Урбанистический форум под девизом «Драйверы развития мегаполиса»; основную повестку можно сформулировать как: «почему местная власть важнее федеральной». С лекциями выступают Бенджамин Барбер — видный политолог, старший научный сотрудник Городского университета Нью-Йорка (CUNY), автор «Если бы мэры правили миром: неблагополучные нации, растущие города», еще один бывший мэр Боготы Антанаса Мокуса с темой «Bовлеченность мэра — ключ к развитию города». Намечается тренд на отказ государства патронировать и финансировать модернизацию городских общественных пространств и переложение этой миссии на низовые структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: