ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА КАК КЛЮЧЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «ГОРОДА ДЛЯ ЛЮДЕЙ»
В первом параграфе дается определение ОП и предлагается классификация общественных пространств, в основу которой положена оппозиция тоталитарные/демократические (оба термина используются вне политического контекста). Выделяются характерные черты тоталитарных и демократических пространств. Демократические ОП рассматриваются как обязательные составляющие концепта «города, удобного для жизни». Во втором параграфе кратко сформулированы основные принципы «города для людей». В последнем параграфе выявляются основные агенты влияния и проводники «новой урбанистики», обеспечивающие проникновение идеи «города для людей» в русскоязычный дискурс, а так же постулируются этапы распространения НУ на постсоветском пространстве; выявляются причины популярности этого движения и его особенности. Для получения объективной картины развития «новой русской урбанистики» приводятся различные точки зрения, как сторонников, так и противников движения.
|
|
Классификация общественных пространств
Типология пространств является одной из магистральных тем, разрабатываемых научной школой ФАД ТОГУ; ранее магистрами и аспирантами ФАДа подробно рассматривались дальневосточные торговые пространства, игровые и выставочные пространства, гендерные пространства и пространства власти. Данное исследование, методологически относящееся к urban studies, продолжает ряд магистерских диссертаций, посвященных постсоветским общественным пространствам.
Под «общественными пространствами», являющимися предметом исследования, подразумеваются пространства коммуникации, включающие площади, парки, набережные и проч. По отдельности все эти элементы градостроительной структуры неоднократно являлись объектами исследования, традиционные классификации площадей и парков хорошо известны. Предлагаемая классификация общественных пространств учитывает то, что в современной культуре и искусстве, как и в области их изучения, интерес сместился от анализа и построения денотаций – фактических сообщений к исследованию коннотаций – дополнительных символических значений. В основу предлагаемой классификации положен коммуникативный фактор – возможность в данном пространстве диалога как членов социума между собой, так и диалога социума и государства.
Все ОП предлагается разделить на
- открытые - являющиеся часть городского ландшафта и
- закрытые – расположенные внутри зданий или на изолированных территориях (в том числе т. н. арт-кластеры, имеющие точечный характер и не оказывающие влияния на изменение городской среды в целом).[M1]
|
|
Открытые пространства в свою очередь предлагается развести в две категории:
- урбанистические, предназначенные преимущественно для публичного использования (площади, пешеходные улицы) и
- «зеленые», традиционно использующиеся как приватные зоны (парки, скверы, бульвары), но в последнее десятилетие активно приобретающие статус публичных пространств.
Промежуточными зонами между урбанистическими и «зелеными» ОП являются набережные, совмещающие функции общегородских променадов и парков линейного типа, а так же городские пляжи.
ОП можно классифицировать по территориальному признаку:
- центральные, общегородские (площади, парки, пешеходные пространства, набережные) и
- периферийные, районного значения (плазы перед кинотеатрами, скверы, зеленые зоны)
Помимо пространственного фактора в классификацию ОП предлагается включить социополитический фактор, (как уже было отмечено выше, основной характеристикой ОП предлагается считать возможность коммуникации); в таком случае, ОП можно разделить на
- тоталитарные, исключающие или затрудняющие возможность коммуникаций (диалога социума и государства);
- демократические, в которых коммуникации играют главную роль.
Можно привести следующие исторические примеры тоталитарных урбанистических ОП: римские форумы, классицисткие ансамбли (Франция, Нанси, пл. Станислава Лещинского), неоклассицисткие ансамбли (Вашигтон), национал-социалистические и фашистские ансамбли (Университетский городок в Риме эпохи Муссолини, градостроительные работы Шпеера), площади в советских городах, площадь Тыньаньмень (Пекин, КНР) и тоталитарных зеленых пространств: Марсовы поля в европейских столицах, дворцово –парковые комплексы абсолютизма (Версаль, Шёнбрунн, Хофбург).
В свою очередь, в качестве примеров исторически сложившихся демократических урбанистических пространств можно назвать греческие полисы, агоры, площади перед ратушами (Синьориями) в городах-республиках, Монмарт, как протокреативное пространство.
Как примеры исторически сложившихся демократических «зеленых» пространств привести парки Лондона (Гайдн-парк, Роджерс-парк, Кенигстонские сады), парки, леса и бульвары османовского Парижа (Люксембургские, Булонский,), Пратер (Вена), народные парки Мюнхена и Берлина.
Для наглядности, сравнительные характеристики тоталитарных и демократических пространств сведены в табличную форму:
Таблица 1. Общественные пространства: характерные черты | |
Тоталитарные: | Демократические: |
масштабность, монументальность, ансамблевость | камерность, интимность, сомасштабность человеку |
открытость, цельность, геометрически правильные конфигурации | дробность, сложные конфигурации, изрезанные периметры |
насыщенность государственной и сакральной символикой | насыщенность аллегорической и жанровой скульптурой |
отсутствие элементов благоустройства (скамейки, солнце-ветро защита, навесы от дождя и проч) | насыщенность элементами благоустройства, малыми формами, |
классицисткая, неоклассицисткая или модернистская эстетика | романтизм, эклектичность, модерн, |
претензия на вечность (мрамор, гранит, бронза) | «временная архитектура» |
Контролируемость, "просматриваемость пространства" (Мишель де Серто) | Неконтролируемость, непроницаемость |
Возможность гуманизации тоталитарных пространств проблематична, более того, при определенных обстоятельствах они трансформируются в в радикальные пространства (Майдан, Киев; пл. Таксим, Стамбул)
Демократические пространства, как площадки коммуникаций, легко поддаются процессу гуманизации и потенциально трансформируемы в «зоны комфорта» и креативные пространства.
|
|
Так как именно современные демократические ОП пространства являются основной темой исследования их предлагается дополнительно разделить на: урбанистические, зеленые, креативные, временные (мобильные), стихийные, альтернативные
Креативные пространства, - новый формат мест для отдыха, работы и общения (т.н. «third place» - «третье место»; всевозможные арт-кластеры, арт-фабрики, лофты и проч., которые формируют новую городскую культурную среду и позиционируются как площадки для работы в свободном режиме, обмена идеями и объединения молодых специалистов, занимающих творческую нишу в бизнесе и производстве. Предлагается разделить по режиму использовния на открытые (временные), закрытые (стационарные) и смешанные (сезонные).
Альтернативные ОП не привязаны, в отличие от, например, парков, к городской структуре; локации альтернативных ОП имеют неочевидный (индустриальные руины, трудно доступные зеленые зоны, заброшенные военные объекты) и временный, часто герметичный характер, туда сложно попасть случайному человеку.
Кроме вышеперечисленных категорий возможно в качестве критерия для классификации предложить «бинарную оппозицию» сакральное/профанное:
- сакральные пространства (пространства власти, соборные площади, ритуальные пространства, мемориальные пространства;
- профанные пространства, к которым относятся все потенциальные демократические пространства.
Возможен процесс трансформаций ОП и переходы (часто многократные) их в зависимости от политической конъектуры в разные режимы использования. Проследим одну из возможностей трансформации сакральных пространств: священные рощи- дворцово-парковые комплексы абсолютизма – общедоступные зеленые зоны – общественные пространства нового типа, появившиеся в результате т.н. «парковой революции», в результате которой ОП с площадей перемещаются в парки, разбитые на руинах индустриальной эпохи (символ — Хайлайн парк в Нью Йорке[1]). Возможна эта трансформация объясняется переходом к постиндустриальному мир с все более усиливающейся индивидуализация человека (от коллектива к индивиду). Тем острее стоит вопрос превращения ОП в зоны комфорта.
|
|
Все предложенные выше определения ОП имеют рабочий характер и вводятся в качестве вспомогательных. Понимая несовершенство предложенной классификации, автор в качестве альтернативы приводит предложение Олега Паченкова (директора Центра независимых социологических исследований, СПб), который выделяет пять типов общественных пространств, необходимых современному городу:
- социально-событийные — например, площади;
- культурно-досуговые — театры, кинотеатры и открытые пространства рядом с ними (которые также могут быть задействованы);
- зеленые рекреационные — парки и скверы;
- политические — такие, как Гайд-парк;
- обыденные — дворы, придомовые детские и спортивные площадки[2]