Тест объединения форм Торндайка

Ребенку предлагают серию картинок с изображениями закрашенных и пустых геометрических фигур. В каждом случае дается одна инструкция: "Найди среди пустых фигур ту, в которую точно поместятся все закрашенные фигурки (квадраты или треугольники, прямоугольники), но так, чтобы они не заходили одна на другую".

Тест разъединения фигур на части. В аналогичном задании можно предложить ребенку сосчитать, сколько квадратов или треугольников составляют ту или иную фигурку.

"Фигуры из спичек", (тест Гольдштейна-Ширера). Ребенку предлагают составить фигуры из спичек по образцу, а потом воспроизвести их по памяти.

"Переставь спичку".

Ребенку предлагают перестановкой одной или двух спичек превратить одно изображение в другое или как-то его изменить. Например, передвижением только двух спичек в каждом случае нужно (1) повернуть дом другой стороной и (2) сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону. Вишня находится в стакане, составленном из спичек. Как с помощью только одной спички вынуть вишню из стакана? Подсказка: как, переставив только одну спичку, можно достать вишню из стакана?

"Составь квадрат".

На рисунке представлены 4 квадрата, по-разному разрезанные на несколько частей. Необходимо вырезать их из плотной однотонной бумаги и предложить сложить ребенку из частей квадраты по очереди (1, 2, 3, 4—в порядке возрастающей трудности). Время фиксируется на каждый квадрат — не более 3 мин.

Оценка результатов:

Очень высокий результат — ребенок складывает все 4 квадрата в указанное время. Время для четвертого квадрата неограниченно.

Хороший результат — 3 квадрата (складывает самостоятельно, без всякой помощи, в указанный лимит времени).

Средний результат — 2 квадрата (в указанное время).

Низкий результат — 1 из двух первых квадратов.

Очень низкий результат — ни одного квадрата не может сложить самостоятельно.

Тест Вартегга.

Часто при тестировании детям предлагают различные модификации этого задания, которое состоит в том, чтобы создать целостное изображение, используя как его первоначальную основу один из 8-ми различных элементов; это могут быть точка, волнистая линия, отрезки прямых в разных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирный треугольник, запятая, галочка и т.д. и т.п.

Оценка результатов: оценивается скорость выполнения задания, легкость появления ответов, реалистичность, сложность и точность рисунков, их оригинальность. Вариантом подобного теста может быть предложение нарисовать как можно больше изображений, используя только круги, или только треугольники и т.д. Или дополнить какую-либо фигуру неправильной формы до целостного изображения. (Тест имеет и другие параметры оценки, например, при использовании его в клинической диагностике).

"Чего не хватает?" (7-е задание субтеста Векслера). В серии последовательно усложняющихся картинок ребенок должен найти недостающие детали изображения. Это нос, каблук, хвост, вода из маленькой лейки.

"Пробел в картинке" (4-е задание теста Ait Мейли). Ребенку предлагается серия картинок, в которых часть изображения закрыта пустым квадратом. Требуется назвать, что должно быть нарисовано (видно) на месте пустого квадрата. За каждый правильный ответ — 1 балл.

"Фрагмент картины"

Ребенку предлагается серия фрагментов каких-то картин. Необходимо нарисовать в воображении картинку и восстановить все ее части (слева, справа, сверху, снизу), рассказав, что там должно быть. Оценивается легкость появления ответа, логичность и правильность в завершении изображения; целостность интерпретации картины, наличие сюжета в рассказе-описании картины, описание событий до того, сейчас и потом, ответы на вопросы: где? как? почему? когда?

"Сохранение количества" (эксперименты Пиаже). В возрасте 6-7 лет показателем интеллектуальной зрелости ребенка является понимание им закона сохранения длины, массы, веса, количества. Ребенку могут быть предложены с этой целью задачи. Когда на его глазах взрослый делает какие-то преобразования с жидкостью, пластилином, пуговицами, проволокой, а затем спрашивает ребенка, где стало больше или длиннее?

Оценка результатов:

Высокий — ребенок сразу утверждает, что везде осталось поровну. Он не поддается на попытки диагноста его переубедить. В качестве обоснования своего ответа ссылается на аргументы: (1) идентичности (ничего не изменилось, проволока одна и та же, просто ее согнули, воду же не отливали, а просто перелили ту же самую в другой стакан). (2) компенсации (этот кусок пластилина тонкий, но зато шире; стакан выше —но уже и т.д.). (3) обратимости (если проволоку распрямить, она остается такой же, как и была; из лепешки пластилина можно сделать круглый шар, как и был).

Средний в своих ответах ребенок дает и правильные ответы (в одних заданиях) и неправильные — в других, и колеблется — в третьих.

Низкий — ребенок в единственном случае дает верный ответ, в остальных колеблется или говорит неверно.

Существует недемонстрационный способ проверить овладение ребенком понятия сохранения (например, веса):

ЗАДАЧА: Цапля на одной ноге весит 10 кг, сколько она будет весить на двух ногах? Что тяжелее — 1 кг железа или 1 кг ваты?

Тест "Комбинаторика".

Ребенку предлагают лист бумаги с тремя фигурами: треугольником, зигзагом и кругом. Поясняют рисунок: как-то раз воробышек крылатый, мышонок мохнатый да блинок масленый отправились гулять, да только не захотели блинок и мышонок становиться после воробышка. Спорили-спорили, как им стать? Ничего не решили. Помоги друзьям! Расставь их друг за другом, по-разному столько раз, сколько это возможно, пусть выберут, как им удобнее идти на прогулку. Нарисуй свои варианты.

Оценки:

Высокая — 5 новых вариантов.

Средняя — 3-4 варианта.

Низкая—1-2 варианта.

"Угадайка" (методика Переедена Л.И.). (Прогнозирование закономерности).

Ребенку поочередно предлагают три испытания. В каждом из них от него требуется угадать, в какой последовательности должны чередоваться две буквы А и Б. Правильный для каждой серии порядок устанавливается ребенком на основе сличения своего прогноза с картинкой, которую ему показывает взрослый после того, как он выскажет свое предположение.

Например, в 1 серии экспериментатор загадывает простую последовательность чередования АБ АБ и т.д. Перед ребенком кладут 20 карточек с буквами А и Б (по 10 каждой). Ребенок угадывает: первая Б. Ему показывает экспериментатор А. Ребенок угадывает следующую А — экспериментатор показывает Б. Следующий шаг ребенка — А. Экспериментатор подтверждает — показывает А. Ребенок говорит Б — экспериментатор тоже показывает Б. После чего ребенок безошибочно показывает 3 следующие карточки с буквами АБАБАБ. Это считается правильным решением задачи.

II серия (АББ). Перед началом ребенка предупреждают, что за данная взрослым последовательность будет другая (всего 60 букв — 20 блоков по три). Процедура "угадывания" аналогична первой. Задача считается решенной после 3-х подряд правильно предсказанных блоков: АББАББАББ.

III серия (ААБА). 60 карточек, 15 блоков по 4 буквы в каждом. Процедура проведения та же самая.

• Во время всех трех серий в каждой из них фиксируется число неверных (ошибочных) предсказаний, сделанных до получения правильных решений.

Оценка результатов: 12 и менее ошибочных результатов — высокая эффективность прогностической деятельности. Более 18 ошибочных предсказаний — низкая оценка.

"Числовой ряд". Ребенку, умеющему считать, могут предложить продолжить какой-либо числовой ряд;

10, 8, 6.....или 1, 3, 5....1, 4, 7...5, 10, 15.... или найти ошибку в числовом ряду: 1,2,3,4,5,7,8,9,10.

1,2,3,4,5,6,8,7,9, 10 и разные другие. Можно предложить ребенку продолжить ряд из любых фигур, предметов или букв, например: +0=+0=... или; СКСК...; АБСАБС...; черный, красный, желтый,

черный...

Формирование искусственных понятий (методика Л.С.Сахарова-Выготского. Модификация А.В.Говорковой).

Ребенку показывают 16 карточек с геометрическими фигурами, которые отличаются по форме (2 вида), цвету (красный и зеленый) и величине (4 размера). На обороте карточек написаны условные обозначения фигур, например: мюсли, гурек, конти и ладун. Ребенок берет любую фигуру и пытается подобрать к ней какую-нибудь другую (ориентируясь, например, на форму или цвет фигуры). Каждую выбранную фигуру ребенок переворачивает, сличает надпись на обороте с названием первой фигуры. Ориентируясь на правильность своего выбора, ребенок в конце концов находит все 4 фигуры одной группы (по признаку величины). А затем, таким же образом образует три группы другого размера. По числу ошибочных ходов определяют успешность выполнения теста. Минимальное число ошибок — 2 — это очень высокий результат. Очень низкий — неспособность самостоятельно сформировать 4 группы по признаку разной величины площади фигур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: