ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра хирургических болезней педиатрического факультета с курсом эндоскопии и эндохирургии ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Тема: «Морально-этические аспекты статуса эмбриона.»
Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола 8
«__13___» марта __2007 года
Зав. кафедрой хирургических болезней педиатрического факультета
с курсом эндоскопии и эндохирургии ПО
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
д.м.н., проф.________________________________Э.В. Каспаров
Автор:
ассистент Крутикова Л.Ю.
Красноярск
2007 год
Тема занятия: «Морально-этические аспекты статуса эмбриона»
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие
3. Значение темы: Поскольку на сегодняшний день в законодательстве отсутствуют единые критерии определения правового статуса человеческого эмбриона, в правоведении ведутся споры на этот счет. Камнем преткновения является вопрос о моменте возникновения гражданской правоспособности человека: с какого момента человек становится субъектом права (физическим лицом) - с момента рождения или с момента зачатия?
|
|
Так как в последнее время получает все большее распространение позиция, связывающая начало человеческой жизни с моментом зачатия человеческого плода во чреве матери, то проблема прерывания беременности по-прежнему остается очень актуальной.
Новейшие биомедицинские технологии обнажают связь между достижениями биологии и медицины и падением ценности человеческой жизни. Как это ни парадоксально, но падение ценности человеческой жизни проявляет себя особенно ярко в технологиях, обеспечивающих воспроизводство человеческой жизни. Заготовка “запасных” зигот и их последующее уничтожение – условие процедуры искусственного оплодотворения. Отрицательные результаты пренатальной диагностики – еще одно мощное основание “показаний” для искусственного прерывания жизни. Превращение человеческих зародышей в фармацевтическое “сырье” является условием фетальной терапии. Все эти проблемы трудно, но все-таки разрешимы.
4. Цели обучения:
4.2. Учебная цель
4.2.1. Обсудить со слушателями актуальность проблемы определения начала человеческой жизни
4.2.2. Изучить биомедицинские подходы к определению начала человеческой жизни
4.2.3. Изучить гуманитарные подходы к определению начала человеческой жизни
Психолого - педагогические цели: Развить в студентах понимание высокой ответственности врача при определении своего отношения к неродившемуся человеку, т.к. одним из важнейших вопросов современной биоэтики является вопрос о статусе эмбриона. Это краеугольный камень многих медицинских, философских и правовых дискуссий, разбивающий научное сообщество на два лагеря, в одном из которых игнорируют право эмбриона называться человеком, в другом – отстаивают это право. Обе стороны приводят веские аргументы в свою защиту, в основе которых лежат разные мировоззренческие позиции.
|
|
Точка зрения выступающих против абортов медиков согласуется с текстом клятвы Гиппократа (V-IV в. до н. э.), содержащей следующее обязательство врача: “я никогда не дам женщине абортивного средства.” Но в содержание клятвы российского врача не входит обязательства в отношении не родившейся жизни. Отсутствуют такие обязательства и в Этическом кодексе российского врача (принят в ноябре 1994 г. на 4-й Конференции ассоциации врачей России), что противоречит Декларации ВМА “О медицинских абортах” (принята 2-й Генеральной Ассамблеей ВМА в сентябре 1948 г., дополнена 35-й Ассамблеей ВМА в октябре 1985 г.). Декларация провозглашает в качестве основополагающего морального принципа врача “уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия”. Не смотря на то, что этот этический принцип, проигнорирован этическими актами медицинского права России, врачи должны придерживаться международных этических норм, декларирующих уважение к человеческой жизни с момента зачатия человека.
4.3. 5. Место проведения занятия: занятие проводится в учебной комнате. Продолжительность практического занятия 90 минут.
6.Оснащение занятия: раздаточный материал.
7.Структура содержания темы:
Хронокарта занятия (план занятия)
№ п/п | Этапы занятия | продолжительность (мин) | оснащенность |
1. | Организационный этап занятия | ||
2. | Формулировка темы и цели | ||
Определение исходного уровня знаний: а) фронтальный опрос; б) тестовый контроль. | Тесты по теме | ||
4. | Раскрытие учебно-целевых вопросов | ||
5. | Самостоятельная работа студентов а) Обсуждение проблемы определения начала человеческой жизни б) обсуждение естественно-научных подходов к определению начала человеческой жизни в) обсуждение гуманитарных подходов к определению начала человеческой жизни | Решение ситуационных задач. | |
6. | Заключение по занятию (итоговый контроль) письменно или устно с оценкой знаний | ||
7. | Задание на дом |
Аннотация
Одним из важнейших вопросов современной биоэтики является вопрос о статусе эмбриона. Это краеугольный камень многих медицинских, философских и правовых дискуссий, разбивающий научное сообщество на два лагеря, в одном из которых игнорируют право эмбриона называться человеком, в другом – отстаивают это право. Обе стороны приводят веские аргументы в свою защиту, в основе которых лежат разные мировоззренческие позиции.