Фирменное наименование предприятия состоит из двух частей — произвольной, являющейся собственно фирменным наименованием, и обязательной части, которая должна однозначно характеризовать организационно-правовую форму предприятия.
В ГК РФ (первая часть) подробно излагаются правила составления фирменного наименования полного товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества, производственного кооператива и унитарного предприятия (в том числе казенного).
При выборе слов для произвольной части фирменного наименования следует учитывать, что применение слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний является регламентированным постановлением ВС РФ от 14 февраля 1992 г. С учетом действующих нормативных актов следует применять для фирменного наименования слово «Москва» и слова, образованные на его основе.
На практике для эффективной защиты предпринимателя от возможной недобросовестной конкуренции целесообразно правильно использовать в коммерческих целях фирменное наименование и товарный знак. При их сходстве с правовой точки зрения (абсолютное и исключительное право) они имеют и немаловажные различия.
|
|
Если регистрация товарного знака в РФ производится только после государственной экспертизы, предусматривающей проверку на новизну, которая предполагает сравнение с тождественными и со сходными (в том числе и фонетически) товарными знаками, то процедура регистрации фирменных наименований носит чисто административный характер.
Важным фактом для регистрации фирменного наименования и последующей возможной судебной процедуры по оспариванию права на фирменное наименование является то, что для фирменного наименования предметом регистрации и защиты является полное фирменное наименование, а не его произвольная часть. Таким образом, совершенно правомерным является существование наименований «Акционерное общество «Сокол» и «Общество с ограниченной ответственностью «Сокол».
Естественно, что любой предприниматель, который создал фирменное наименование с легко запоминающейся оригинальной произвольной частью, не заинтересован в том, чтобы его творческую находку использовал конкурент на совершенно законных основаниях для своего предприятия другой организационно-правовой формы.
Чтобы избежать подобной ситуации, целесообразно защитить логотип, т.е. товарный знак, который полностью повторяет слово или словосочетание, образующее произвольную часть фирменного наименования. Возможно также включение произвольной части фирменного наименования в состав товарного знака как его составной части. Таким образом, одним из условий коммерческого успеха на рынке является правильный выбор фирменного наименования и сочетания этого фирменного наименования с товарными знаками, проставляемыми на продукции фирмы.