Законодательство по фирменным наименованиям

В ряде стран существуют специальные законы о фирменных наиме­нованиях. Существенно отличаются между собой и формы регистрации-. фирменных наименований. В основном эти отличия сводятся к терри­ториальному охвату регистрации (на местном уровне или в масштабе страны), а также по правовым последствиям регистрации.

Необходимость защиты фирменных наименований непосредствен­но связана с пресечением недобросовестной конкуренции, поскольку использование известного фирменного наименования путем проста­новки его на «пиратских» изделиях приносит ущерб как потребителям, которых вводит в заблуждение ложное наименование, так и самой фирме, так как объем продаж фирмы падает и страдает ее престиж.

До недавнего времени в Российской Федерации не было специаль­ного законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с использованием фирменных наименований. Проблемы, возникающие в этой связи, решались на основе международных соглашений, участни­ком которых является РФ, и прежде всего на основе Парижской кон­венции, а также на основе отдельных положений ряда законов и реше­ний высших судебных органов РФ. Среди российских нормативных документов можно назвать следующие: Закон РСФСР «О собственнос­ти в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.; Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Антимонопольный закон) от 22 марта 1991 г.; постановление ВС РФ от 14 февраля 1992 г. № 2335-1 «О порядке использования наименова­ний «Россия», «Российская Федерация» и образованных па их основе слов и словосочетаний»; решение Московского городского Совета на­родных депутатов от 8 октября-1990 г. № 109-1763 «Об использовании в коммерческих и рекламных целях наименований «Москва» и произ­водных от него, герба, архитектурных и исторических памятников го­рода Москвы»; Положение «О едином Государственном реестре пред­приятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования».

Гражданский кодекс Российской Федерации в значительной мере определяет правовой режим регулирования фирменных наименова­ний. В соответствии со ст. 51 ГК РФ для всех коммерческих организа­ций обязательным является включение их фирменных наименований в единый государственный реестр юридических лиц. Названный реестр открыт для всеобщего ознакомления, что создает предпосылки для предотвращения регистрации аналогичных или сходных (трудноотли­чимых) фирменных наименований. Статьей 54 (п. 4) предусматривает­ся, что юридическое лицо, фирменное наименование которого зареги­стрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование.

ГК РФ устанавливает правовую ответственность за нарушение ис­ключительного права на использование фирменного наименования. Лицо, неправомерно Использующее чужое зарегистрированное фир­менное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. В соответствии со ст. 10 Антимонопольного закона несанкционированное использование фирменного наименования явля­ется актом недобросовестной конкуренции. В отличие от исключитель­ного права на патент или товарный знак исключительное право на фирменное наименование в принципе бессрочно, оно прекращается только в случае ликвидации предприятия как такового.

Право на фирменное наименование относится к числу имуществен­ных прав. Оно не может быть отделено от предприятия, поэтому невоз­можна продажа фирменного наименования без продажи предприятия, равно как невозможно и лицензирование фирменного наименования.

В случае продажи предприятия другому собственнику фирменное наименование является предметом специального соглашения, в соот­ветствии с которым фирменное наименование либо переходит к новому собственнику безоговорочно, либо может быть использовано им в тече­ние оговоренного срока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: