В) сначала сформулировать мысли получше (2)

1. Самоконтроль в эмоциональной сфере: вопросы № 1,3,10, 18,21, 24,27,29,32,33.35.

2. Самоконтроль в деятельности: вопросы № 4, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 17, 20, 22, 23, 25. При этом вопросы № 4, 12, 25 направлены на выявле­ние степени выраженности предварительного (антиципирующего) са­моконтроля, а вопросы № 5, 11, 23 — текущего, т. е. включенного уже в процесс выполняемой деятельности.

3. Социальный самоконтроль: вопросы № 2, 6, 7,8,15, 16, 19, 26, 28, 30,31.34,36.

В объективном наблюдении выделились виды по следующим осно­ваниям: по виду записи (выборочное — сплошное), по позиции наблюдателя (включенное — не включенное). Рассмотрим эти виды бо­лее подробно.

При характеристике данных видов наблюдения вновь следует вспомнить о цели наблюдения. Именно под ее влиянием выбирается тот или иной вид наблюдения. При сплошном наблюдении в выбран­ной ситуации идет фиксирование всех фактов, доступных для восприя­тия, в выборочном — только того, что соответствует предмету наблю­дения.

В приведенных ниже примерах выборочных наблюдений по харак­теру записи без особого труда можно определить, с какой целью велось наблюдение, поскольку из контекста всего происходящего наблюда­тель выбирал только то, что соответствовало цели наблюдения.

Пример 1

«Мать сообщает о Гюнтере в своих записях: "На стене был оторван ку­сок обоев. Заметна была попытка скрыть дефект стульями, придвинуты­ми к стене. Стулья были расставлены так, как это делает Гюнтер во время игры, и ясно было, что он является виновником дефекта. Я спросила Гильду и Гюнтера: "Кто оторвал кусок обоев?" Гильда уверенным томом сказа­ла: "Я нет", Гюнтер стоял, отвернувшись от меня, и ответил так же: "Я нет". Спокойным тоном я его подозвала: "Подойди-ка". Гюнтер, спрятав руки за спину, просит: "Только не бить". Такое заявление равносильно признанию: Гюнтер ни разу не был наказан незаслуженно. Я: "Нет, я не буду тебя бить. Подойди-ка, мой мальчик. Посмотри-ка, это ты оторвал?"» {Штерн К., Штерн В. Монографии о душевном развитии ребенка: Воспоминание, по­казание и ложь в раннем детстве. — СПб.: Изд-во О. Богдановой, 1911. — С. 126).

Пример 2

Фрагмент урока

Учитель. Вы много раз слышали о том, что в наш век бурно развива­ются наука и техника, растет поток информации, как теперь говорят. Что­бы этот большой объем новых знании лучше сохранить, передать другим людям, ученые ищут способы записать информацию сокращенно, сжато. Вам самим приходится делать краткие записи материала?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: