Зависимость времени реакции от интенсивности раздражителя

Изучению зависимости времени реакции от силы раздражителя посвящено большое количество исследований. Во всех работах отмечается, что при возрастании силы сенсорного разджителя время реакции обнаруживает тенденцию к сокращению. Эта общая для разных модальностей закономерность является проявлением известного в психофизике "законасилы". Наиболее общая формулировка этого закона гласит: чем сильнее раздражитель, тем энергичнее реакция.

Время реакции связано с изменением интенсивности раздражителя нелинейно (В.М.Касьянов, А.Л.Фруктов, 1952, К.М.Гуревич, Т.М.Розанова, 1955, А.Г.Иванов-Смоленский, 1971, К.Е.Бугаев, С.В.Никогосов, 1985, О.Е.Сурина, 1987). В частности, максимальное снижение времени реакции на звуковой раздражитель обнаруживается при увеличении звукового дав­ления на 6-8 дБ над уровнем абсолютного порога (Р.Шошолль, 1966). При дальнейшем повышении силы звука укорочение времени реакции резко замедляется, а при превышении уровня порога на 60-80 дБ практически прекращается.

Время реакции и его изменения существенно зависят от уровня тренированности обследуемых. Так, у молодых, подвижных и тренированных субъектов время реакции на стимулы максимальной интенсивности может снижаться до 110 мс, у менее тренированных - до 130 мс, а у нетренированных -лишь до 180 мс.

А.Пьерон предложил формулу степенной зависимости времени реакции от интенсивности раздражителя (цит. по Е.И. Бойко, 1964):

Где Т - время реакции, а - его переменная часть, К - его несократимая часть, I - интенсивность раздражителя, n - показатель степени.

Другие авторы приводят сведения как подтверждающие наличие такой зависимости (S.S.Stevens, 1975), так и указывающие на наличие иной (R.D.Luce, D.M.Green, 1972). В частности, Ю.М.Забродин и А.Н.Лебедев (1977) полагают, что эта зависимость может быть описана следующим уравнением:

где: Т - время реакции, b - переменная его часть, К -несократимая его часть, I - интенсивность раздражителя.

Все это указывает на то, что этот вопрос требует дополнительного изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: