Методы оценки способности человека к воспроизведению длительности временных интервалов

С целью изучения особенностей восприятия времени человеком используется множество приемов (А.Г.Смирнова и др., 1988). Среди них выделяют 5 основных процедур, а именно, методы оценки, отмеривания, воспроизведения, продуцирования и сравнения.

При методе оценки обследуемому демонстрируется заполненный (например, звук) или ограниченный двумя раздражителями (например, щелчки) интервал времени. Сразу после демонстрации он должен сообщить свою оценку длительности предъявленного временного интервала в миллисекундах, секундах, минутах или других общепринятых астрономических единицах времени.

При отмеривании обследуемому словесно задают интервал времени в астрономических единицах, который ему нужно отмерить способом, указанным экспериментатором (нажатием на ключ, произнесением команд в микрофон и т.д.). Таким образом, задача обследуемого сводится к тому, чтобы перевести вербально заданную длительность в реальную.

Очевидно, что процедуры оценки и отмеривания противоположны. Оценка временного интервала связана с переводом реально воспринимаемой длительности в вербальную форму, а при отмеривании вербально заданная длительность переводится в реальную.

Метод воспроизведения основан на том, что обследуемому предлагается воспроизвести длительность, равноценную той, которая была ему предложена в качестве эталона. Преимуществом этой методики является то, что у обследуемого не возникает необходимости оперирования абстрактными единицами, однако сфера ее применения ограничена небольшими длительностями, не превышающими нескольких минут.

Оценка по методу продуцирования предполагает необходимость выполнения какое-либо задания в течение определенного времени, а по методу сравнения - в сравнении двух каких-либо длительностей.

Экспериментально установлено, что наибольшая ошибка допускается при методе оценки, а наименьшая - при методе воспроизведения. Методы продуцирования, отмеривания, сравнения занимают промежуточное положение (П.Фресс, 1978). В частности, на длительностях, не превышающих 3 минут, при использовании метода воспроизведения ошибки, допущенные "нормальными" взрослыми, варьируют в пределах 12-28 %, а методов оценки и отмеривания - 30-78 % (T.Kohlmann, 1950).

Результаты, получаемые при использовании различных методов, рассматриваются с двух точек зрения, а именно, точности восприятия временных интервалов и степени адекватности субъективного и объективного времени.

Под точностью отсчета принято понимать отклонение субъективной оценки или отмеренного интервала от реально заданного астрономического. С этой точки зрения можно говоритьо переоценке или недооценке временного интервала. В первом случае, когда имеется несколько результатов оценки одного И того же временного интервала в разных условиях (при усложнении стимула, изменении психического состояния, усилении раздражителя и т.д.), важно сравнить эти результаты между собой и выявить тенденцию изменения отсчета времени. С этой точки зрения можно говорить об увеличении или уменьшении оценки временного интервала при изменении условий обследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: