Грамматические явления в речи и их функциональное значение

- грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей

Грамматические явления Стилистическое назначение
Односоставные предложения - определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность (следовательно, автор сосредоточивает основное внимание на действии, считая это наиболее важным): Люблю тебя, Петра творенье! (П.); Стою один среди долины голой (Ес.); - неопределенно-личные предложения характеризуются непринужденно-разговорной окраской, в них также подчеркивается действие (значит, автор стремится выразить свои мысли простым языком, ему важно обратить особое внимание на действия): Стучат!; Продают клубнику; Говорят, говорят... - Ну и пусть говорят!; - безличные предложения указывают на то, что какое-либо действие совершается независимо от воли и активности действующего лица (Мне страшно), или этого лица вообще не существует (Темнеет). Следовательно, автор видит происходящее именно так. Безличные предложения могут иметь как разговорный (Этому не бывать!), так и книжный характер (Возможно предположить, что…); - назывные предложения помогают автору создать яркий, лаконичный образ предмета, явления, события, «нарисовать картину» (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека)
Однородные члены предложения - используются для подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов и т.п.; - могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их (и, да, как-так и, не только-но и), противопоставления (а, но, зато, однако) или исключения (или, либо, то-то, не то- не то); - при оформлении однородных членов предложения как отдельных предложений значительно усиливается эмоциональная напряженность речи (Об отдыхе не думали. Работали без выходных. Работали по 12 часов. Работали в две смены. Трудились днем и ночью…).
Обособленные члены предложения - уточняют авторскую мысль, помогают более полно охарактеризовать предмет, явление, действие, назвать их наиболее важные признаки, свойства.
Вводные слова и предложения - выражают достоверность или предположительность того или иного суждения с точки зрения автора (несомненно - наверное); - передают эмоции автора (к общей радости – к сожалению); - употребляются с целью привлечь внимание собеседника (знаешь ли), показывают стремление автора говорить с читателем простым языком; - подчеркивают порядок мыслей, логику авторского рассуждения (во-первых, во-вторых, таким образом)
Обращения - могут передавать интонации разговорной речи, отношение особой нежности или сочувствия, жалости к тому, к кому обращаются (Эх, дети, дети…); - используются для создания торжественности, а также передачи иронии, сарказма, пренебрежения и проч.авторских оценок («+» или «-»).
Сложносочиненные предложения - служат для описания каких-либо фактов, наблюдений, событий, в книжных стилях (за исключением художественного) редко встречаются в «чистом виде».
Сложноподчиненные предложения - выражают многообразие причинно-следственных, временных, условных отношений, возникающих между отдельными высказываниями в авторском рассуждении (в первую очередь, характерны для книжных стилей)
Бессоюзные предложения - являются ярким признаком непринужденно-разговорной манеры речи, так как преимущественно используются в устном общении; передают характер обычной беседы, выражают непосредственность авторского восприятия.

Методика работы по стилистике речи (стилистике лексических и грамматических единиц)

- опирается прежде всего на знания учащихся о функционировании тех или иных языковых единиц в устной и письменной речи, их выразительных возможностях.

Рекомендации:

I. Составление справочных материалов совместно с детьми, заполнение таблиц, с пропущенными данными, развитие умения пользоваться справочными материалами в процессе коллективной (групповой) и индивидуальной работы, можно добавить в данную таблицу графу ПРИМЕРЫ

II. Обучение умению производить стилистический анализ:

- целесообразно начать здесь с рассмотрения отдельных высказываний, в которых то или иное языковое средство обладает наибольшим выразительным потенциалом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: