ЗВУКОВЕДЕНИЕ
С произношением гласных «У-У-У-О-О-А-А-Е-И» связано ведение звука - следующая после атаки часть штриха. Этот прием обеспечивает стационарную часть штриха.
Многообразие этого приема безгранично. Оно зависит от характеристик штриха, динамических оттенков и тембровых красок. С качеством ведения звука связаны филирование, звуковысотное и тембральное интонирование, певучесть, наполненность и вибрация звука.
Если согласные «Т», «Д», «К» относятся к атаке звука, то гласные «У», «А», «И» - к ведению его, в результате образуются слоги «Ту», «Та», «Ти». Протяженность звука, его ведение - это мысленное «звучание» гласных.
Стационарная часть звука может варьироваться в зависимости от динамики.
Технический прием ведения звука связан главным образом с натренированными губными мышцами исполнителя и развитым дыханием.
ОКОНЧАНИЕ ЗВУКА
В исполнительской практике есть два способа окончания звука: с участием языка или без участия языка. В первом случае при этом произносится закрытый слог «Тут» или «Тат», а во втором, как обычно - открытый слог «Ту» или «Та».
|
|
С точки зрения эстетики звучания окончание звука языком, выполняющим функцию клапана, по сути дела, есть его внезапная остановка. Закрытое окончание звука «ТУТ» может применяться только в специфических случаях, когда требуется срыв звука или резкое стаккаттиссимо, что наиболее часто применяется в джазовой музыке. Но это сравнительно редкие случаи применения такого окончания. В основном звук должен оканчиваться без участия языка, а окончание, в противоположность атаке звука, должно быть округленным, без толчка.
Открытое, угасающее окончание создает впечатление бесконечности, полетности звучания, делает исполнение связным и позволяет исполнителю свободнее и незаметнее дышать. Последнее исключительно важно.
Стационарная часть - зона между началом звука и его окончанием. Этот термин приводится в работе И. Мозговенко «О выразительности штрихов кларнетиста» (Труды Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, сб.. М., 1964).
Закрытое звучание «Тут» мешает готовить язык к атаке (из-за произношения в слоге лишней буквы «Т») и ограничивает его подвижность при исполнении стаккато в быстром движении, т.к. язык вместо одного движения проделывает два.
Чтобы избежать в нежелательных случаях окончания звука языком, можно использовать следующий прием: язык подводится к губной щели непосредственно перед атакой, когда уже прекратилось звучание предьщущего звука.
Итак, язык при атаке выполняет функцию клапана, открывающего доступ воздушной струе. При окончании же звука он, как правило, такой функции не выполняет.