Штрихи, исполняемые атакой языка

Деташе. Французское слово detache означает по-русски «отделять».Но это не точно определяет звучание detache на духовых инструментах: оно указывает на способ его выполнения на струнных инструментах, где каждый звук исполняется сменой направления смычка – вверх или вниз. У исполнителей на духовых инструментах это соответствует произношению звука простой атакой («Та»).

Деташе - исполнение выдержанных на одной динамике звуков, отделённых друг от друга атакой. Этот штрих произносится простой атакой; окончание звука округлённое, без участия языка. В нотной записи detache никаких обозначений не имеет. Иногда оно обозначается чёрточкой над нотой или под ней.

Деташе применяется в напевной музыке не требующей акцентов. Этот штрих хорошо звучит в разных динaмических оттенках и удобен во всех регистрах.

При игре деташе можно свести до минимума паузы, отделяющие звуки один от другого, и добиться, когда это требуется, певучего, почти связного звуча­ ния. Это правило не касается момента вдоха, как естественной цезуры при разговорной речи.

Однако в стремлении добиться большей связности нельзя переходить с прос­той атаки на мягкую, так как применение мягкой атаки (слогом «Да») являет­ся признаком другого штриха.

Деташе - не акцентированный штрих, но его атака должна быть точной и определенной – ближе к акцентированной, нежели осторожной и неопределённой.

Маркато. Итальянское слово marcato по-русски означает «подчеркивая», «выделяя». Общемузыкальный смысл этого слова близок акценту, sforzando, и относится к характеру начало звука. Маркато связывают с под­черкнутым произношением звука, поэтому этот термин вошел в обиход и как слово, определяющее значение штриха.

Маркато - исполнение отделенных атакой друг от друга акцентированных звуков. Для этого штриха характерно активное, акцентированное начало звука с последующим его ослаблением.

Степень ослабления звука может быть постепенной, как при diminuendo, или быстрой, как при subito p или subito f. Окончание звука - округленное, фили­рованное, без участия языка.

Штрих маркато исполняется простой атакой. В нотной записи он обозна­чается знаком > - маленькой вилкой, подобной знаку акцента.

Угасание звука при штрихе маркато помогает успешнее преодолевать неко­торые технические трудности. Так, при исполнении интервалов-скачков удоб­нее менять напряжение губных мышц.

В отдельных случаях угасание звука создает удобства для коротких и быст­рых вдохов, сохраняя при этом связность музыкальной фразы. При штрихе маркато дыхание расходуется экономнее, чем при деташе.

Штрих маркато наилучшим образом способствует формированию хорошей атаки у исполнителей на медных инструментах. Исполняя гаммы в медленном движении, следует отделять звуки один от другого и резко отмечать акцентом начало звука..

Особенно часто щтрих маркато применяется в музыке драматического, герои­ческого, маршеобразного характера.

Мартеле. В переводе с французского означает молотить, в переносном смысле определяется как «отчётливо» или «жёстко».

Мартеле – исполнение отделённых друг от друга акцентированных и выдержанных на одной динамике звуков. Штрих мартеле требует от исполнителя активной атаки, полностью выдержанной на звуке длительности ноты; окончание звука определённое, с участием языка («Тут»). Мартеле исполняется простой атакой. В нотной записи обозначается знаком ^- вилочкой, обращённой отриём вверх.

Мартеле - ударный штрих. По своей природе он близок к штриху стаккато, но от стаккато его отличает более жесткое, более тяжелое, иногда даже грубо­е звучание. Этот штрих менее выразителен, чем деташе и маркато. Испол­нители применяют его редко.

Стаккато. Итальянское слово staccato по-русски означает «отрывисто». Это акцентированное короткое исполнение звука. При стаккато атака острая, звук быстрогаснущий, окончание звука - легкое, без участия языка.Стаккато исполняется простой атакой, в быстром темпе - вспомогатель­ной, двойной и тройной атаками. В нотной записи стаккато обозначается точкой над нотой или под ней.

Стаккатиссимо является разновидностью стаккатного штриха. Это предельно острое и сухое звучание. Окончание звука прекращается движением языка. В нотной записи стаккатиссимо обозначается зачерненным клином, выставленным остриём вниз. Клин означает, что продолжительность звучания ноты составляет приблизительно 1/4 часть написанной длительности, а оставшиеся 3/4 должны быть выдержаны по паузе. Характерным образцом стаккатиссимо является скерцо из 4-й симфонии Чайковского.

или требованием 16апреля дирижёра. Нон легато. Этот штрих заимствован у пианистов и в переводе означает «не легато». Он также является производным стаккатного штриха, но, в отличие от стаккатиссимо – имеет более продолжительное звучание. При исполнении нон легато на звуке выдерживается приблизительно ¾ написанной длительности, а оставшаяся ¼ часть приходится на паузу. Другими словами между певучими звуками должны прослушиваться лёгкие паузы. Атака при исполнении нон легато простая («Та»), напоминающая атаку при штрихе деташе. Окончание звука округлённое,без участия языка.В нотной записи существуют два способа обозначения нон легато: точка над нотой и над точкой чёрточка или точка под лигой. Отличительной особенностью штриха стаккато и его разновидностей являются паузы между нотами. Длительность пауз мы обозначили цифрами, но это лишь условность, продолжитель-

ность же их определяется ощущениями исполнителя

(Исполнители иногда путают нон легато с портато, ошибочно применяя в нон легата мягкую атаку («Да»), которая характерна для штриха портато.)

Портато. Название этого штриха происходит от итальянского слова portato, что переводится как «нести». Портато – это способ очень связного исполнения звуков, способ мягкого подчёркивания слогом («Да») тянущегося звука. Портато – это единственный штрих, исполняемый мягкой атакой – «Да».

В нотной записи портато обозначается черточками и лигой над нотами или под нотами.

Портато - выразительный штрих мягкого повторения звуков. По степени связности он близко стоит к штриху легато, но по звучанию близок к деташе. Деташе и портато различаются по способу атаки: в деташе она простая («Та»), здесь - мягкая («Да»). Этим И обусловливается абсолютная связность звучания портато и наличие едва уловимых люфтов в звучании деташе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: