Толстой Л.Н. Котенок. Быль

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася взлез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

- Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

- Нашёл! Наша кошка…и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мама раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

"Назад, назад!" - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки - увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.

Вопрос классу. Как вы думаете, что хотел сказать нам автор? Чему он нас учит?

XIV. Образ кота в живописи, в изобразительном искусстве (работа с иллюстрациями, Приложение 4).

XV. Информационная минутка.

Рассказывают, что кошка помогла в изобретении йода. Она случайно опрокинула колбы с разными жидкостями, которые, разлившись, соединились между собой, и получилось лекарственное средство, которое стало известно как йод.

XVI. Работа с «кошачьим» стихотворением (текст на партах, Приложение 5)

А). Выразительное чтение стихотворения (читает учитель или подготовленный ученик).

Б). Устно: по цепочке называть существительные.

В). Сделать письменный морфологический разбор любого «Кошачьего» существительного из стихотворения (6 человек возле доски).

XVII. Работа с эпиграфом урока.

Вопрос классу. Чему учит это небольшое стихотворение? (чтобы у каждого кота был свой дом).

XVIII. Подведение итогов урока.

Сегодня мы подвели черту под изучением одной из самых распространённых в русском языке частей речи – имени существительного. К тому же, узнали очень много нового о таком казалось бы знакомом животном. И я хочу вам пожелать, чтобы вы с русским языком ладили и дружили, а не враждовали, как кошка с собакой!

XIX. ДЗ. Из стихотворения выбрать 2-3 имени существительных и провести их письменный морфологический разбор.

XX. Выставление и комментирование оценок за работу на уроке.

XXI. Рефлексия. На шаблончиках-фигурках напишите, что сегодня на уроке для вас оказалось новым, что вы выучили. А я напишу что-то своё и оставлю вашему классу на память! Всего хорошего!

Пока дети пишут, можно включить спокойную музыку.



Приложение 1

Карточки для входного контроля

Белые карточки

КАРТОЧКА А 1. Имя существительное – это... А). слово К). часть речи Л). часть предложения
2. Имя существительное обозначает... О). признак предмета К). предмет М). действие предмета
3. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой? К). мужского рода Э). женского рода Ж). среднего рода
КАРТОЧКА Б 1. Найди ошибку. М). м.р. – скрипач, аккордеон, гол О). ж.р. – земляника, зеркало, жизнь Н). ср.р. – яблоко, желание, подземелье
2. На конце имен существительных какого склонения после шипящих пишется Ь знак Е). мужского рода Ф). среднего рода О). женского рода
3. В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость? О). в винительном У). в предложном Щ). в родительном
КАРТОЧКА В 1. В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами к, по? Ъ). в родительном Т). в дательном падеже Ё). в предложном
2. О каком падеже идет речь: «Имена существительные отвечают на вопросы кем? чем? и употребляются с предлогами с, за, под, над»? Т). о творительном падеже Я). о родительном падеже Р). о предложном падеже
3. Прав ли ученик, утверждая, что имена существительные в словосочетаниях: горят в небе, распустились на черемухе, растаяли на ладони, плавает в аквариуме стоят в предложном падеже? Т). да Й). нет

Жёлтые карточки

КАРТОЧКА А 1. С какими окончаниями имена существительные женского и мужского рода относятся к первому склонению? В). -о (-е) И). -а (-я) Ы). с Ь знаком на конце
2. В каком падеже имена существительные, стоящие в форме множественного числа, имеют окончания -ам (-ям)? О). в родительном И). в дательном М). в творительном Ч). в предложном
3. Какие буквы пропущены? На грядк... длинный и зелёный, В кадк... желтый и солёный. (огурец) Й). и И). е
КАРТОЧКА Б 1. В какой строке у всех недописанных слов окончание -и? Ц). хранить в памят..., любовь к Отчизн..., родился в рубашк... М). воспоминание о юност..., нет мудрост..., цветет среди осен... У). не выпало ни капл..., вижу в ребенк..., скажи королев...
2. Среди постоянных признаков имени существительного нет: К). род Е). склонение М). падеж
3. Десять существительных среднего рода на -мя называются: Н). разноспрягаемыми М). разносклоняемыми Г). разноизменяемыми
КАРТОЧКА В 1. Если имя существительное не изменяется по падежам, это существительное: Ш). неспрягаемое Я). несклоняемое Щ). неуправляемое
2. Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное: Я). общего рода З). никакого рода Х). частного рода
3. В предложении имя существительное чаще всего бывает: Ф). определением Ы). обстоятельством Я). подлежащим

Голубые карточки

КАРТОЧКА А 1. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже? С). Собираем детали В). Тонет в сугробах А). Стучать молотком П). Сборник текстов
2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? Р). В одной команд.., портрет Мари.. О). Озёра Карели.., плыть на лодочк.. Л). Учит грамот.., лежит на ладон.. С). Жить в согласи.., зовёт из кухн..
3. Какие слова можно поставить к именам существительным женского рода? Д). Он, мой. С). Она, моя. Ж). Оно, мое.
КАРТОЧКА Б 1. Имя существительное отвечает на вопросы... Э). какой? какая? какие? У). кто? что? Я). что делал? что делает?
2. Какая часть речи обозначает предмет? У). Имя существительное; Ч). Имя прилагательное; С). Глагол.
3. Укажи падеж имен существительных в словосочетаниях: отправились в лес, взлетели в воздух, падает на землю. М). Родительный падеж. У). Винительный падеж. И). Предложный падеж.
КАРТОЧКА В 1. Если у имени существительного мужского рода нулевое окончание, то к какому склонению оно относится? Т). К первому склонению. Щ). Ко второму склонению. Ь). К третьему склонению.
2. Укажи имена существительные первого склонения. Ю). снегирь, площадь Б). новость, площадь Щ). яблоня, тетрадка Ё). яблоко, тетрадь
3. Если имена существительные имеют окончание -ами (-ями), то они стоят в форме... Й). единственного числа; Щ). множественного числа.

Зелёные карточки

КАРТОЧКА А 1. Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, надо определить его... Ц). число; Е). падеж; У). род.
2. Какие буквы пропущены? В пустын... чахлой и скупой, На почв..., зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. (А. Пушкин) Е). –е К). -и
3. Что является начальной формой имени существительного? Н). И.п. мн.ч. Г). В.п. ед.ч. Е). И.п. ед.ч. Ш). В.п. мн.ч.
КАРТОЧКА Б 1. Укажите однокоренные существительные: Щ). работа, труд З). смелость, храбрость С). моряк, приморье Х). вода, водитель
2. Что отличает имя существительное от других частей речи? Ъ). Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? С). Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Ф). Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал?
3. Если имя существительное обозначает людей или животных, оно отвечает на вопрос... С). кто? Ы). что?
КАРТОЧКА В 1. Если имя существительное обозначает один предмет, оно стоит в форме... Т). единственного числа В). множественного числа
2. Посчитай, сколько среди приведенных слов имен существительных женского рода; письмо, газета, журнал, страна, город, село, деревня, адрес. А). 1 П). 2 Т). 3 Р). 4
3. Как изменяется имя существительное? Т). По числам О). По вопросам Л). По родам

Оранжевые карточки

КАРТОЧКА А 1. На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? Ё). Кто? что? В). Кого? чего? Й). Кому? чему? Ц). Кого? что?
2. Найди ошибку в суждениях ученика. В). В именительном падеже имена существительные отвечают на вопросы кого? что? У). В родительном падеже имена существительные отвечают на вопросы кого? чего? К). В дательном падеже имена существительные отвечают на вопросы кому? чему?
3. Имена существительные в предложном падеже употребляются с предлогами... В). всегда Е). иногда
КАРТОЧКА Б 1. О каком падеже идет речь: "Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом"? Н). винительном падеже И). Об именительном падеже
2. Если у имени существительного нулевое окончание, то по какому признаку определяется его склонение? Г). По числу Ш). По вопросу И). По роду
3. Посчитай, сколько среди перечисленных слов имен существительных третьего склонения: республика, жизнь, велосипед, якорь, поверхность, китель, шинель, ягода, любовь, нежность. Щ). 1 З). 2 Х). 3 Ъ). 4 И). 5 Ф). 6
КАРТОЧКА В 1. В каком падеже стоит имя существительное 1-го склонения, если известно, что его окончание -и? Т). В родительном Ы). В дательном В). В предложном
2. Какая буква пропущена? Последняя туча рассеяной бур...! Одна ты несешься по ясной лазур... (А. Пушкин) А) -е Т). -и
3. Укажите собственное имя существительное: П) тетрадь Т) Александра Р) цветок

Розовые карточки

КАРТОЧКА А 1. Какая часть речи – имя существительное Е). самостоятельная Л). служебная
2. Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО?. называются… Д). неодушевленными Е). одушевленными
3. Все имена собственные пишутся: Ж). с маленькой буквы Е). с большой буквы
КАРТОЧКА Б 1. Слова грабли, плоскогубцы, жмурки, дрожжи, чернила имеют форму: Э). только единственного числа Л). только множественного числа Я). и единственного, и множественного чисел
2. Слова молодежь, железо, молоко, темнота, белизна, оттепель имеют форму: Л). только единственного числа Ч). только множественного числа С). и единственного, и множественного чисел
3. Слова книга, автомобиль, правило, задача имеют форму: М). только единственного числа И). только множественного числа Л). и единственного, и множественного чисел
КАРТОЧКА В 1. К существительным 3 склонения относятся существительные: Ь). женского рода с нулевым окончанием Т). мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием на -О и -Е Б). женского и мужского рода с окончанием на -А и -Я
2. На конце каких, имен существительных ты напишешь мягкий знак? Ь). помощ..., печ…,, дич... Ю). молодеж..., силач..., рож... Ё). карандаш..., скрипач..., малыш...
3. Укажи слово, у которого нельзя определить склонение: Ь). пианино Й). рояль Ц). гитара У). виолончель

Серые карточки

КАРТОЧКА А 1. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые: Е). сапог, кошка, дверь; К). цветы, воробей, гусеница; Н). собака, мужчина, врач
2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено именем существительным: Г). День выдался дождливым; Н). В вазу налита вода.
3. Укажите существительное общего рода: Ш). дым; Н). соня; Щ). беседа
КАРТОЧКА Б 1. Укажите ряд, в котором все существительные склоняемые: З). ножницы, какао, ателье; О). брюки, сухари, рояль; Х). фойе, пианино, лебедь
2. Укажите сложносокращённое слово женского рода: Ъ). СНГ (союз независимых государств); О). ГАИ (государственная автомобильная инспекция); Ф). МХАТ (московский художественный академический театр)
3). Укажите предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным: Ы). Вчера мы собирали в соседнем лесу грибы; В). Бандероль они получили вовремя; О). Бандероль пришла вовремя.
КАРТОЧКА В 1. Сформулируйте верное определение. «Склонение – это...» В). Изменение существительных по числам. Е). Изменение существительных по падежам. А). Изменение существительных по родам.
2. Заполните пропуск: «В русском языке.... падежей» П). пять Р). семь Е). шесть
3.В каком ряду все имена существительные собственные? О). (Г,г) ород, (У,у) лица, (Т,т)етрадь, (М,м)осква; Е) (Е,е)вропа, (А,а)ляска, (В,в)олга, (С,с)ибирь; Л). (Ш,ш)ахта, (У,у)голь, (М,м)оре, (Т,т)юмень; Д). (Т,т)урция, (Ч.ч)ехов, (К,к)раснодар, (Д,д)ом.

Приложение 2

Образец карточек для рефлексии


Приложение 3.

ИНТЕРЕСНЫЕ «КОШАЧЬИ» КНИГИ

Л.Толстой. "Котенок".

С.Аксаков. "Как кошки ловят рыбу".

В.Вересаев. "Похвалите меня!"

А.Бостром. "Кошка и котята".

Б.Шергин. "Одно дело делаешь, другого не порть!"

М.Пришвин. "Кот".

К.Паустовский. "Кот-ворюга".

Б.Емельянов. "Сапоги-собаки", "Кот-пожарный", "Кот и собака".


Приложение 4

Образ кота в живописи и изобразительном искусстве

Геор Францис Джозеф.

Красивая девушка на балконе


Пьер-Огюст Ренуар.

Нежная

Генриетта Ронер-Книпп.

Серия картин «География»



Приложение 5

«Кошачье» стихотворение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: