Эпиграф урока

Морфологический разбор имени существительного (6 класс)

Урок словесности

Автор Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Недойская средняя школа Буда-Кошелёвского района» Гомельской области Республики Беларусь.

Недойка, 2014


Морфологический разбор имени существительного

Цель урока: научить школьников проводить устный и письменный морфологический разбор имени существительного.

Задачи:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания (грамматические категории) об имени существительном как части речи;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • формировать умения и навыки, необходимые в практической деятельности;

развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, речь и воображение;
  • учить умению сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения;
  • развивать мотивацию учебной деятельности;

воспитательные:

  • укреплять интерес к русскому языку и литературе;
  • учить умению работать в парах;
  • воспитывать уважение друг к другу, самостоятельность, коммуникабельность;
  • воспитывать доброжелательное отношение к животным

Оборудование:

  • компьютер;
  • музыка («Танец утят») и бантик для проведения физкультминутки;
  • карточки для входного контроля;
  • карточки для рефлексии (силуэты котов, Приложение 2);
  • тексты стихотворения для работы в классе и домашнего задания;
  • Репродукции художников с образами кота;
  • Фигурки котов.

Вид урока: урок словесности (интегрированный урок русского языка и русской литературы)

Ход урока

Эпиграф урока

- Что такое красота?
- Это дом, где два кота.
- Что такое теснота?
- Это дом, где три кота.
- Что такое пустота?
- Это дом, где нет кота...

I. Оргмомент. (Приветствие, рапорт дежурных).

II. Мотивация к учебной деятельности: сообщение целей и задач урока, составление плана работы.

III. Слово учителя.

Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Я приглашаю всех присутствующих познакомиться поближе с очень известным нам животным, в ходе которого мы и повторим все, что изучили по теме «Имя существительное» и научимся полностью характеризовать эту часть речи. А что это за животное, мы сейчас узнаем!

IV. Работа с загадкой (на доске с обратной стороны).

Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит. (КОТ)

V. Входной контроль (приложение 1).

Фраза «Кот имя существительное» (21 знак, 1 карточка у меня)

· Белые карточки (а-к, б-о, в-т)

· Жёлтые карточки (а-и, б-м, в-я)

· Голубые карточки (а-с, б-у, в-щ)

· Зелёные карточки (а-е, б-с, в-т)

· Оранжевые карточки (а-в, б-и, в-т)

· Розовые карточки (а-е, б-л, в-ь)

· Серые карточки (а-н, б-о, в-е).

Проверка входного контроля, запись учителем ключевой фразы на доске.

VI. Работа с ключевым словом. Дать ему характеристику – назвать все его грамматические признаки: род, число, склонение, падеж, одушевлённость, собственное-нарицательное, что обозначает, каким членом предложения может являться, образовать формы множественного числа, женского рода – указать на чередование звуков, просклонять) – РАБОТА ПО ЦЕПОЧКЕ.

VII. Информационная минутка:

Кошка, охотясь на мышей, спасает в год до 10 тонн зерна. В Англии кошек используют для охраны зернохранилищ и прочих пищевых складов, их официально ставят на довольствие. Кошки также охраняют от мышей книги и другие реликвии Британского музея. А в Австрии кошке, прослужившей на охране складов несколько лет, положена пожизненная пенсия, выдаваемая молоком, мясом и бульоном.

VIII. Работа в парах (по рядам): в тетрадях – взаимопроверка – чтение вслух.

А). На доске список «кошачьих» слов. Их нужно объединить по какому-либо признаку. ПО КАКОМУ?

Кот, коготь, кошка, котёнок, миска, Васька, мышеловка, мышь, шерсть, хвост, баюн, зверь, полоска, блоха, ошейник, подлиза, сосиска.

· Род (мужской – кот, коготь, котёнок, Васька, хвост, баюн, зверь, ошейник, подлиза; женский – кошка, миска, мышеловка, мышь, шерсть, полоска, блоха, сосиска, подлиза).

Вопрос классу. Существительных какого рода нет в этом списке?

· Одушевлённость (одушевлённые – кот, кошка, котёнок, Васька, мышь, зверь, блоха, подлиза; неодушевлённые – коготь, миска, мышеловка, шерсть, хвост, полоска, ошейник, сосиска).

Вопрос классу. Как определить категорию одушевлённости по формам падежей?

· Склонение (1 – кошка, миска, Васька, мышеловка, полоска, блоха, сосиска; 2 – кот, коготь, котёнок, хвост, баюн, зверь, ошейник; 3 – мышь, шерсть).

Вопрос классу: какие существительные относятся к несклоняемым и разносклоняемым?

Б). Работа с отдельными словами

· Васька – собственное существительное.

Вопрос классу. Какие существительные относятся к собственным? Как пишутся собственные существительные?

· Подлиза – общий род; Составить два «кошачьих» предложения со словом подлиза (мужской и женский род) – на доске.

· Баюн – лексическое значение (персонаж русских волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом). Недаром коту-баюну приписывалась огромная роль в колыбельных песнях. Прослушаем одну из них.

В). Прослушивание колыбельной песни «У кота, кота колыбелька золота» или любой другой, где фигурирует образ кота.

IX. Информационная минутка.

Кошки это одни из, или даже самые первые по популярности домашние животные. В мире проживают около 500 миллионов домашних кошек. Кошки и люди проживают вместе уже около 10 000 лет.

X. Физкультминутка.

· Кошки любят охотиться за птичками. Сейчас мы с вами будем весёлыми утятами, и не дадим коту поймать нас («Танец утят»).

· Котики очень часто играют с бантиками. Я буду бантиком, а ваши глазки котятами. Гоняйтесь глазками за бантиком!

XI. Проблемный вопрос.

Какие признаки существительного постоянны, а какие нет и почему?

· Постоянные: предметность, собственное-нарицательное, одушевлённость, род, склонение. Они у существительного присутствуют постоянно.

· Непостоянные: число, падеж, синтаксическая роль – эти признаки могут изменяться в разных контекстах.

XII. Закрепление изученного материала об имени существительном на практике.

А). Устно.

· Доброе слово и кошке приятно. (Что это за жанр речи? Когда так говорят?)

Кошке – (кому?) – имя существительное, н.ф. – кошка, нариц., одуш., ж.р., 1 скл., ед. ч., Д.п., дополнение.

Б). Информационная минутка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: