Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную
воспитательную
развивающую функции.
Обучающая функция
· Отражает продвижение ученика от незнания к знанию (учителю ясно: что У усвоил, а какой – не достаточно)
· Выявляет недостатки, пробелы в ЗУНах ученика, позволяет своевременно принять меры к их устранению
· Позволяет учителю критически оценить преимущества и недостатки своей работы (он вносит дополнения, изменения в методы работы, находит индивидуальный подход)
· Учитель глубже оценивает программный материал с точки зрения познавательных возможностей учащихся (ему становится понятно какие правила, понятия, законы усваиваются детьми с трудом => основание для творческой подготовки к уроку)
· Оценка показатель качества деятельности учащихся (активности, самостоятельности)
Воспитывающая функция
· Формирует отношение к учёбе, к своим успехам и неудачам, желание преодолеть трудности
· Формирует волевые качества характера, желание учиться побуждает школьника к самостоятельной работе, ответственности (формируется трудолюбие как важная черта характера)
|
|
Но главная функция контроля – диагностическая, она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля
3) В дидактике разработаны такие виды контроля:
Виды контроля | Форма | Методы |
Текущий – систематическая проверка усвоения ЗУНов на каждом уроке. Цель: руководство и управление учебным процессом (готовность к восприятию нового) Гибок, оперативен, разнообразен по методам, формам и средствам | Фронтальная – вопросы задаются всему классу, ответ по небольшому объёму материала (один отвечает, многие дополняют) -- поверхностен, трудно обеспечить всесторонность контроля Нужно продумать систему вопросов | Это способы, при помощи которых обеспечивается обратная связь о содержании и характере учебно-познавательной деятельности уч-ся и эф-ти работы учителя |
Предварительный (в начале учебного года) Цель: ознакомление с учащимися, выявление уровня подготовки | Групповая – проверяются итоги работы, выполненные группой учащихся (обсуждают, выступает каждый из группы, задают вопросы) | Успешного контроля · Беседа · Рассказ ученика · Объяснение · Чтение текста, схемы, карты В основе – монологический ответ уч-ся (можно проводить в инд., фронт., комбинирован. форме) – опрос · Зачёт + экзамен (активная и обстоятельная проверка |
Периодический(после текущих разделов программы (за четверть), периода обучения) Учитывает данные текущего контроля | Индивидуальная(ответ ученика выслушивает весь класс) Цель: основательное знакомство с ЗУНами отдельного ученика -- рассчитана на проверку небольшого количества учащихся, зависит от времени, характера изучаемого материала, зависит от подготовки учащихся · Подобрать вопросы, требующие подробного изложения и разъяснения -- остальные У пассивны · Важно сосредоточить внимание всех учащихся на ответе товарища (постановка проблемных- вопросов) · Задания по ответу «найти неточности, достоинства» · Постановка проблемных вопросов · Комментирование ответа · Подготовить вопросы по ответу | Письменного контроля · к/работа · изложение · сочинение · диктант Обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения (в письменной работе ученики показывают знания и умения применять на практике) |
Тематический – обеспечивает контроль за всей темой (проверяется содержание изученной темы) Цель: выявить через контр. работу | Комбинированная(уплотнённый опрос) сочетание индивидуального К с групповой формой + даёт возможность проверить несколько учащихся | Практического контроля Очень эффективны, но мало применяемые, выявляются умения и навыки · л/работы · опыты · работа с компасом · измерения · создание изделий |
Итоговый (за каждую четверть и накануне перевода в следующий класс, за учебный год) Цель: зафиксировать минимум подготовки, которая обеспечивает дальнейшее обучение | Поурочный балл (творчество учителей) в течение урока У наблюдает за активностью детей, за их ответами на вопросы, дополнениями, устойчивостью внимания, работоспособностью Возможность объективно оценить качество усвоения учащимися материала, не выделяя специального дополнительного времени В конце урока мотивированная отметка (можно оценить от 4 до 10учащихся) -- легче оценивать хорошо работающих, но можно сосредоточить внимание и на слабых учениках, заранее предупредить их, что в конце урока будет выставлен п/б | Наблюдения – информация о самостоятельности учеников. В ходе наблюдений Накапливаются факты, выводы об учебно-познавательной деятельности учащегося. |
4) Под оценкой Знаний, Умений, Навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня овладения или с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.
|
|
Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.
Отметка имеет большое стимулирующее значение при условии, если она правильно применяется учителем. Оценка характеризует знания уч-ся, поэтому не может быть наградой или наказанием