Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. Братислава, 1988. – Т. 2. – С. 215–216.
При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблюдения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычного психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным проявлениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога – отметить характерные для ребенка особенности.
Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следующих частей:
1) прямое наблюдение;
2) производные характеристики;
3) темы для беседы.
Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе наблюдения, и содержит следующие характеристики ребенка:
1. Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, гигиена, косметика, одежда.
2. Характеристики речи – голос, темп, разговорчивость, произношение, словарь, вербальные реакции.
|
|
3. Общая подвижность – быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности.
4. Социальное поведение – установление контакта, изменения поведения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость, качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).
5. Настроение – эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение, серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внешних факторов.
6. Поведение в ситуации решения задач (теста) – отношение к заданиям, рабочие навыки, внимательность.
7. Признаки невротической напряженности – движения рук, гримасы, кусание ногтей, потение, дрожание рук и т. д.
Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о ребенке воспроизводятся его личностные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к взрослым, отношение к себе, семейная обстановка.
В третьей части приведены темы для беседы: симптом, семья, родители, квартира, включенность семьи, школа, учеба (успеваемость), учителя, одноклассники, домашняя подготовка, домашние обязанности, времяпрепровождение, самооценка, сон, еда, состояние здоровья, опасения, страх, ситуации нагрузки.