Викулов А. В. Выразительные движения учащихся и их психологическая классификация: Дис… канд. психол. наук. – Л., 1986. – С. 94.
Зона лоб-брови:
• сведение – опущение бровей;
• поднятие бровей.
Зона глаз:
• увеличение – уменьшение глазной щели;
• поднятие верхнего века, понижение тонуса верхнего века;
• характер взгляда (зрительные оси пересекаются на самом предмете или сходятся за пределами предмета);
• направление взгляда (в сторону, в лицо, в глаза);
• напряженность взгляда.
Зона от основания носа до подбородка:
• изменения уголков рта (оттянуты-опущены);
• тонус рта;
• размер ротовой щели (рот закрыт, полуоткрыт, открыт).
Зона головы:
• лицевая обращенность ученика к предмету (увеличение – уменьшение); в фиксированной системе координат: полная, неполная, отсутствует лицевая обращенность;
• изменения положения головы по горизонтали (влево, вправо), по вертикали (поднята, опущена);
• способы фиксации головы через опору на руку.
Зона шеи:
• изменение тонуса шеи (связано с изменением положения головы по вертикали и горизонтали, с наличием или отсутствием опор).
|
|
Зона туловища:
• изменения положения туловища по отношению к предмету;
• обращенность плоскости туловища к предмету в относительной и фиксированной системе координат (аналогично лицевой обращенности).
Зона рук:
• тонус левой и правой кистей рук (сжата, растопырена, непроизвольный контакт с партой, другими предметами);
• движения, являющиеся средствами самовоздействия, самостимуляции: автоконтакты кистей рук, автоконтакты руки с другими частями тела.
Зона ног:
• изменение тонуса ног;
• смена позиции ног.