Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации

Исследования посредством Интернета

Интервью при личном контакте

Специфика личного интервью состоит в прямом взаимодействии инди­видов в процессе их целенаправленного общения.

Основные характеристики интервью при личном контакте с респондентом представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Основные характеристики интервью при личном контакте с респондентом

Достоинства Недостатки
1 Возможность контроля соблюдения порядка вопросов 2 Возможность получения невербальной реакции 3 Высокая доля идущих на контакт респондентов 4 Возможность корректировки или дополнения сказанного, объяснения непонятного вопроса 5 Возможность использования визуального материала 6 Комплектность информации может быть достигнута усилиями интервьюера 7 Возможность задать большое число вопросов 1 Высокая стоимость одного контакта 2 Ограниченность охвата территории 3 Высокая трудоемкость 4 Сильное влияние интервьюера 5 Сложность контроля работы персонала 6 Необходимость привлечения большого количества интервьюеров

В настоящее время Интернет используется для сбора как вторич­ной, так и первичной информации. Интернет предоставляет доступ к разнообразным информационным источникам по любой тематике с любого конца света; ни одна традиционная библиотека не сравнится с этим эффективным и дешевым средством сбора информации. По­средством Интернета можно получать и передавать тексты, изображе­ния и голосовые сообщения физическим лицам, коммерческим орга­низациям или государственным учреждениям.

Ценность Интернета для исследований связана с предоставляемы­ми сервисными услугами: электронная почта, дискуссионные форумы, списки рассылки, гипертекстовая система, World Wide Web (WWW).

В настоящее время Интернет не может пол­ностью удовлетворить требования исследователей, хотя и предлагает ряд уникальных преимуществ, представленных в таблице 9.

Таблица 9 – Преимущества и недостатки проведения исследований посредством Интернета

Достоинства Недостатки
1 Низкие затраты 2 Высокая скорость 3 Возможность использовать демонстрационные видеоматериалы 4 Интерактивный характер коммуникации 5 Удобная для респондента коммуникация 6 Глобальный охват 1 Нерепрезентативная выборка 2 Этические проблемы доступа к личной информации, риск нарушения конфиденциальности

Наблюдение - это метод сбора первичной информации путем пассив­ной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (т. е. метод основывается на визуальном и слуховом восприя­тии явлений).

Формы осуществления процесса наблюдения представлены в таблице 10.

Таблица 10 - Формы наблюдения

Классификациион­ный признак Формы наблюдения
Характер окружающей обстановки Полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации
Лабораторное наблюдение — проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранять стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование
Лабораторно-полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения
Место исследователя в изучаемом процессе Наблюдения с непосредственным участием исследователя (включенное наблюдение) — наблюдатель сам участвует в ситуации, он одновременно сам влияет на ситуацию и, в свою очередь, подвергается ее влиянию. Такая форма позволяет скорректировать объективность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания им наблюдаемых процессов
Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (невключенное наблюдение) — наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие
Способ восприятия объекта наблюдения Персональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются непосредственно наблюдателем
Неперсональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия событий
Степень стандартизации наблюдения Структурированное (контролируемое) наблюдение — в этом случае используются бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, остальные элементы поведения игнорируются
Свободное (неструктурированное) наблюдение — осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы
Степень открытости процесса наблюдения Открытое наблюдение — наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом
Скрытое наблюдение — наблюдаемым не известно о проводимом исследовании
Характер наблюдаемых событий Прямое наблюдение проводится непосредственно за поведением
Непрямое (косвенное) наблюдение проводится за результатами поведения
Регулярность проведения наблюдения Систематическое наблюдение — проводится на регулярной основе, что позволяет выявить тенденции процессов
Эпизодическое наблюдение — не имеет четко установленного регламента регистрации событий
Однократное наблюдение — исследование выполняется в соответствии с поставленными целями однократно, более эта схема исследования не используется
Случайное наблюдение — наблюдение заранее незапланированного явления, как самостоятельная процедура сбора первичной информации обычно не планируется. Между тем зачастую становится уникальным поводом для пересмотра маркетинговых решений предприятия.

Таблица 11 – Основные характеристики наблюдения как метода сбора маркетинговой информации

Достоинства Недостатки
1 Независимость хода исследования от объекта наблюдения, от его желания участвовать в этом процессе и способности выражать свои мысли (отсутствует и языковой барьер) 2 Высокая объективность, так как наблюдению подвергаются только фактически произошедшие события, нет зависимости от возможностей памяти или компетенции наблюдаемых людей 3 Возможность восприятия неосознанного поведения людей 4 Возможность учета окружающей обстановки 5 Возможность регистрировать событие в момент его возникновения (прямая регистрация событий) 6 Отсутствие непосредственного взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым, поэтому снижается вероятность искажения информации в результате влияния исследователя или в силу желания респондента выглядеть лучше 7 Возможность отделить факты от вымысла (от того, как респондент представляет себе это действие). 1 Низкая репрезентативность, так как невозможно обеспечить случайный порядок составления выборки 2 Селективный отбор объектов наблюдения (наблюдатель из общей массы выберет какие-то отдельные объекты) 3 Субъективность восприятия наблюдаемых событий (наблюдатель может воспринять определенные жесты или мимику неправильно под влиянием собственного видения ситуации и мировоззрения, смешивать результаты наблюдения и выводы, что особенно характерно для свободного наблюдения) 4 Наличие эффекта наблюдения (неестественное поведение перед камерой, когда она замечена наблюдаемыми) 5 Невозможность наблюдения многих факторов 6 Ограниченность времени наблюдения временем свершаемого события

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: