ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Служба как особый вид человеческой деятельности. Сущность и особенности государственной службы как социального института.
Понятие службы и служащего.
Понять сущность и выявить основные черты государственной службы невозможно без предварительного определения видов общественно-полезной деятельности людей. Итак, можно выделить:
) производство товаров, материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;
) создание нематериальных благ (духовных ценностей): написание книг, статей, постановка театральных спектаклей, съёмка фильма;
) социально-культурная деятельность (образование, здравоохранение и т.д.);
) служба в государственных, общественных, религиозных, иностранных, международных организациях;
) учёба, т.е. усвоение социальной программы (знаний, выработанных человечеством и передаваемых от поколения к поколению внегенетическим путём);
) ведение домашнего хозяйства;
) физическое и духовное самосовершенствование (занятие спортом, участие в художественной самодеятельности и т.д.);
) безвозмездная общественно полезная деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг, участие в работе Учёного совета и т.д.);
9.) предпринимательство.
Служба как вид человеческой деятельности зарождалась и развивалась вместе с обществом и внутри него.
Разделение труда в обществе ещё на ранней ступени его жизни как следствие непрерывного развития производительных сил привело к формированию в обществе определённых социальных групп, названных впоследствии классами, прослойками и т.д. - рабочие, крестьяне и др. Среди этих социальных групп заняла своё место группа, получившая название служащих. А деятельность, которую она стала осуществлять, - служба. Затем и сама служба подверглась дифференциации - появилась с рождением государства государственная служба, служба общественная, частная и т.д.[1]
Какие же особенности этой деятельности - службы - составили основания для выделения и обособления её от других видов общественной деятельности?
В нормативных актах и литературе сегодня отражены различные представления о понятии служащего и службы. Основная причина этого - разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения названных понятий.
Вообще, слово "служба" имеет много значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная налоговая служба, федеральная служба безопасности). Однако для нас представляет интерес служба как один из видов платной общественно полезной деятельности. Она состоит в управлении, обслуживании общества (делопроизводительном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей.[2] Следовательно, по мысли Д.Н.Бахраха, служащий - это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющий управленческую деятельность, либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, технический секретарь, телефонистка, инспектор, начальник цеха и т.д.). Все служащие являются профессионалами управления, социально-культурного обслуживания.[3]
В зависимости от того, какую должность служащие занимают или в какой организации они исполняют обязанности и осуществляют функции, исследователь Ю.Н.Старилов выделил следующие виды этой категории работников:
) служащие государственных органов;
) служащие государственных учреждений, предприятий, организаций и объединений;
) муниципальные служащие (служащие, занимающие должности в органах местного самоуправления);
) служащие негосударственных организаций;
) служащие общественных объединений;
) служащие органов управления международных, иностранных и смешанных организаций.[4]
С.И.Ожегов под служащим понимал лицо, работающее по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания.[5] Однако это определение нельзя признать удачным, ибо оно может быть распространено также на работников, не являющихся служащими.
Иные критерии выделял Советский энциклопедический словарь. Согласно ему, служащими признавались “работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату...”[6] Следовательно, результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение работ или оказание услуг материального характера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений, либо с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению.[7]
Некоторые теоретики при рассмотрении понятия службы и служащего ставят во главу угла объект воздействия в процессе труда со стороны его участников, который, по их мнению, является решающим фактором, определяющим отличия одной социальной группы от другой. Так, “...рабочим считается лицо, воздействующее на объект природы, - в его первозданном виде (добыча полезных ископаемых) или прошедшем производственную переработку (вождение транспортного средства, сборка агрегата и т.д.)”.[8] Что же служит объектом воздействия со стороны служащего в процессе труда? Им является человек, личность как социально-биологическое существо, т.е. воля человека, его здоровье, свобода, правовой статус в целом, интересы и т.д. Служащий служит другим лицам, хотя служба выражается не только в пожеланиях, рекомендациях, обучении, но и в приказах, распоряжениях, взысканиях, наказаниях и т.п.[9]
Другие авторы категорически не признают такую постановку вопроса. Они считают ошибочным мнение, что служащий, в отличие от производственного персонала, не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. “Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредованно оказывают воздействие на ее функционирование и развитие”.[10] В связи с этим, по их мнению, утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто б труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Мотивируя такой подход, А.П.Алёхин пишет: “Труд многих категорий рабочих и служащих сближается общностью его характера. Порой сложно определить с точки зрения характера труда, является ли тот или иной работник служащим или рабочим (например, командир воздушного судна, дежурный пульта энергоблока, хирург, машинистка и т.д.)”.[11]
Подводя итоги, подчеркнём основные признаки (критерии), по которым служащих можно отличить от других категорий лиц, занятых определённой работой в различных организациях (учреждениях, предприятиях).
С одной сторон, служащий, во-первых, воздействует в процессе своего труда на человека, а не на технические средства; во-вторых, служащий это своё воздействие (учит, лечит, ограничивает свободу и т.д.) на личность оказывает непосредственно, а не через посредство иных мер и средств. Наконец, в-третьих, в процессе указанного непосредственного воздействия на личность преследуются определённые цели, носящие общественно-полезный характер, т.е. полезные для общества и для личности, хотя такое совпадение не всегда возможно, но, в конечном счёте, польза и для личности несомненна, даже если речь идёт о применении к ней принудительных мер.[12]
С другой стороны, под другим углом зрения, служащих отличают следующие критерии:
1. они занимают должности в различных организациях (государственных, в органах местного самоуправления, негосударственных, коммерческих, общественных, религиозных и др.);
2. характер их деятельности, как правило, умственный (в узком смысле этого слова, ибо каждый вид деятельности предполагает наличие у человека определённых умственных способностей), т.е. материальных ценностей они самостоятельно не создают. Однако служащие работают и в сфере материального производства, выполняя специфические задачи - организационное, технологическое обеспечение процесса производства, создание проектов, маркетинговая, исследовательская деятельность и т.д.;
3. они осуществляют властную деятельность (организационную, распорядительную, руководящую, контрольную) и, следовательно, обладают соответствующими организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями; они могут применять меры государственного и общественного принуждения;
4. свои полномочия, функции они реализуют, как правило, на возмездных началах, за вознаграждение;
5. непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия для их производства;
6. обладают особым предметом труда - информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию.[13]
Такое определение общего социального статуса служащего проведено пока без учёта правовых признаков служащего (возраст, профессиональные требования и др.). Эти юридические критерии определены уже не ко всем служащим, а по группам внутри них - государственным служащим, к служащим в политических партиях и т.д. К тому же в законодательстве отсутствовали и отсутствуют нормы, в которых определялись бы общее понятие служащего и его социальный и правовой статусы. В будущем законодательстве о службе этот пробел должен быть восполнен, считают теоретики. Тем самым будет создана общая основа для правового регулирования службы в её различных видах.[14]
Итак, в общем итоге, можно констатировать, что служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шёл процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации.
Состав сегодняшних служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях (служба в муниципальных органах власти, в аппарате политических партий, в аппарате общественных организаций и т.д.), занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы). Закономерные для каждой страны увеличение объёма управления, рост систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и другие закономерности влекут непрерывный рост числа служащих. Их количество увеличивается абсолютно и относительно, т.е. растёт их удельный вес в общем числе работающих. Это видно из следующей таблицы, составленной по данным переписей населения.[15]
Все работающие - 100 %. Из них:
1913 | 1939 | 1959 | 1979 | 1989 | |
рабочие | 14,6 | 33,5 | 49,5 | 61,8 | 62,6 |
крестьяне (колхозники) | 83,0 | 49,8 | 31,7 | 15,5 | 11,6 |
служащие | 2,4 | 16,7 | 18,8 | 23,1 | 28,4 |
Бурный рост количества служащих детерминирован объективными факторами - повышением роли службы как профессиональной управленческой деятельности, опережающим сферу управления ростом производительности труда, квалификации кадров в производстве материальных ценностей.