Понятие службы и служащего

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Служба как особый вид человеческой деятельности. Сущность и особенности государственной службы как социального института.

Понятие службы и служащего.

Понять сущность и выявить основные черты государственной службы невозможно без предварительного определения видов общественно-полезной деятельности людей. Итак, можно выделить:

) производство товаров, материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;

) создание нематериальных благ (духовных ценностей): написание книг, статей, постановка театральных спектаклей, съёмка фильма;

) социально-культурная деятельность (образование, здравоохранение и т.д.);

) служба в государственных, общественных, религиозных, иностранных, международных организациях;

) учёба, т.е. усвоение социальной программы (знаний, выработанных человечеством и передаваемых от поколения к поколению внегенетическим путём);

) ведение домашнего хозяйства;

) физическое и духовное самосовершенствование (занятие спортом, участие в художественной самодеятельности и т.д.);

) безвозмездная общественно полезная деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг, участие в работе Учёного совета и т.д.);

9.) предпринимательство.

Служба как вид человеческой деятельности зарождалась и развивалась вместе с обществом и внутри него.

Разделение труда в обществе ещё на ранней ступени его жизни как следствие непрерывного развития производительных сил привело к формированию в обществе определённых социальных групп, названных впоследствии классами, прослойками и т.д. - рабочие, крестьяне и др. Среди этих социальных групп заняла своё место группа, получившая название служащих. А деятельность, которую она стала осуществлять, - служба. Затем и сама служба подверглась дифференциации - появилась с рождением государства государственная служба, служба общественная, частная и т.д.[1]

Какие же особенности этой деятельности - службы - составили основания для выделения и обособления её от других видов общественной деятельности?

В нормативных актах и литературе сегодня отражены различные представления о понятии служащего и службы. Основная причина этого - разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения названных понятий.

Вообще, слово "служба" имеет много значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная налоговая служба, федеральная служба безопасности). Однако для нас представляет интерес служба как один из видов платной общественно полезной деятельности. Она состоит в управлении, обслуживании общества (делопроизводительном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей.[2] Следовательно, по мысли Д.Н.Бахраха, служащий - это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющий управленческую деятельность, либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, технический секретарь, телефонистка, инспектор, начальник цеха и т.д.). Все служащие являются профессионалами управления, социально-культурного обслуживания.[3]

В зависимости от того, какую должность служащие занимают или в какой организации они исполняют обязанности и осуществляют функции, исследователь Ю.Н.Старилов выделил следующие виды этой категории работников:

) служащие государственных органов;

) служащие государственных учреждений, предприятий, организаций и объединений;

) муниципальные служащие (служащие, занимающие должности в органах местного самоуправления);

) служащие негосударственных организаций;

) служащие общественных объединений;

) служащие органов управления международных, иностранных и смешанных организаций.[4]

С.И.Ожегов под служащим понимал лицо, работающее по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания.[5] Однако это определение нельзя признать удачным, ибо оно может быть распространено также на работников, не являющихся служащими.

Иные критерии выделял Советский энциклопедический словарь. Согласно ему, служащими признавались “работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату...”[6] Следовательно, результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение работ или оказание услуг материального характера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений, либо с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению.[7]

Некоторые теоретики при рассмотрении понятия службы и служащего ставят во главу угла объект воздействия в процессе труда со стороны его участников, который, по их мнению, является решающим фактором, определяющим отличия одной социальной группы от другой. Так, “...рабочим считается лицо, воздействующее на объект природы, - в его первозданном виде (добыча полезных ископаемых) или прошедшем производственную переработку (вождение транспортного средства, сборка агрегата и т.д.)”.[8] Что же служит объектом воздействия со стороны служащего в процессе труда? Им является человек, личность как социально-биологическое существо, т.е. воля человека, его здоровье, свобода, правовой статус в целом, интересы и т.д. Служащий служит другим лицам, хотя служба выражается не только в пожеланиях, рекомендациях, обучении, но и в приказах, распоряжениях, взысканиях, наказаниях и т.п.[9]

Другие авторы категорически не признают такую постановку вопроса. Они считают ошибочным мнение, что служащий, в отличие от производственного персонала, не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. “Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредованно оказывают воздействие на ее функционирование и развитие”.[10] В связи с этим, по их мнению, утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто б труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Мотивируя такой подход, А.П.Алёхин пишет: “Труд многих категорий рабочих и служащих сближается общностью его характера. Порой сложно определить с точки зрения характера труда, является ли тот или иной работник служащим или рабочим (например, командир воздушного судна, дежурный пульта энергоблока, хирург, машинистка и т.д.)”.[11]

Подводя итоги, подчеркнём основные признаки (критерии), по которым служащих можно отличить от других категорий лиц, занятых определённой работой в различных организациях (учреждениях, предприятиях).

С одной сторон, служащий, во-первых, воздействует в процессе своего труда на человека, а не на технические средства; во-вторых, служащий это своё воздействие (учит, лечит, ограничивает свободу и т.д.) на личность оказывает непосредственно, а не через посредство иных мер и средств. Наконец, в-третьих, в процессе указанного непосредственного воздействия на личность преследуются определённые цели, носящие общественно-полезный характер, т.е. полезные для общества и для личности, хотя такое совпадение не всегда возможно, но, в конечном счёте, польза и для личности несомненна, даже если речь идёт о применении к ней принудительных мер.[12]

С другой стороны, под другим углом зрения, служащих отличают следующие критерии:

1. они занимают должности в различных организациях (государственных, в органах местного самоуправления, негосударственных, коммерческих, общественных, религиозных и др.);

2. характер их деятельности, как правило, умственный (в узком смысле этого слова, ибо каждый вид деятельности предполагает наличие у человека определённых умственных способностей), т.е. материальных ценностей они самостоятельно не создают. Однако служащие работают и в сфере материального производства, выполняя специфические задачи - организационное, технологическое обеспечение процесса производства, создание проектов, маркетинговая, исследовательская деятельность и т.д.;

3. они осуществляют властную деятельность (организационную, распорядительную, руководящую, контрольную) и, следовательно, обладают соответствующими организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями; они могут применять меры государственного и общественного принуждения;

4. свои полномочия, функции они реализуют, как правило, на возмездных началах, за вознаграждение;

5. непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия для их производства;

6. обладают особым предметом труда - информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию.[13]

Такое определение общего социального статуса служащего проведено пока без учёта правовых признаков служащего (возраст, профессиональные требования и др.). Эти юридические критерии определены уже не ко всем служащим, а по группам внутри них - государственным служащим, к служащим в политических партиях и т.д. К тому же в законодательстве отсутствовали и отсутствуют нормы, в которых определялись бы общее понятие служащего и его социальный и правовой статусы. В будущем законодательстве о службе этот пробел должен быть восполнен, считают теоретики. Тем самым будет создана общая основа для правового регулирования службы в её различных видах.[14]

Итак, в общем итоге, можно констатировать, что служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шёл процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации.

Состав сегодняшних служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях (служба в муниципальных органах власти, в аппарате политических партий, в аппарате общественных организаций и т.д.), занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы). Закономерные для каждой страны увеличение объёма управления, рост систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и другие закономерности влекут непрерывный рост числа служащих. Их количество увеличивается абсолютно и относительно, т.е. растёт их удельный вес в общем числе работающих. Это видно из следующей таблицы, составленной по данным переписей населения.[15]

Все работающие - 100 %. Из них:

  1913 1939 1959 1979 1989
рабочие 14,6 33,5 49,5 61,8 62,6
крестьяне (колхозники) 83,0 49,8 31,7 15,5 11,6
служащие 2,4 16,7 18,8 23,1 28,4

Бурный рост количества служащих детерминирован объективными факторами - повышением роли службы как профессиональной управленческой деятельности, опережающим сферу управления ростом производительности труда, квалификации кадров в производстве материальных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: