Субтрактивное смешение цветов (вычитание)

При смешении хроматических пигментов и красок цветовой тон образуется несколько иначе. В смеси каждый пигмент или краска, выполняя роль своеобразного светофильтра, «убирает» определенную часть спектра падающего света. Такое смешение вычитанием называется субтрактивным.

Рисунок – Субтрактивное смешение цветов

При смешении пигментов и красок желательно исходить из трех основных цветов, позволяющих смешением получать все остальные цветовые тона. Первичными цветами при смешении пигментов и красок являются желтый, красный и синий. Смешение этих трех цветов дает черный цвет, а попарное смешение другие промежуточные цвета.

Для получения ярких цветов при смешении двух пигментов необходимо, чтобы в них не содержался оттенок третьего основного цветового тона, который мог бы привести к примеси серого.

Субтрактивный принцип используется в фотографии и полиграфии. Этот процесс синтеза компенсирует недостатки аддитивного метода. В отличие от последнего, субтракция начинается с белого (как если бы свет исходил от бумаги, освещенной белым светом), и затем, путем вычитания красного, зеленого и синего цветов из белого света, получается конкретный оттенок цвета, серый и черный цвет. Черный цвет возникает при наложении красок цветов, противоположных красному, зеленому и синему – голубого, пурпурного и желтого, соответственно. Цвета получаются вычитанием света, падающего на бумагу (которая отражает красный, зеленый и синий в одинаковой пропорции). Желтая краска поглощает синий свет, пурпурная – зеленый, а голубая – красный. Пары этих красок, смешанные в равной пропорции, создают дополнительные цвета, которые одновременно являются основными в аддитивном синтезе, с их помощью воспроизводится весь спектр видимых цветов.

Вычитание цветов – столь же возможная операция, как и сложение. Однако, если операция сложения цветов всегда реально выполнима, то вычитание возможно только в том случае, если имеет место взаимное перекрывание спектров пропускания или отражения.

На рисунке представлены спектры пропускания синего (1) и желтого (2) светофильтров.

Рисунок - Субтрактивное смешение синего (1) и желтого (2) светофильтров

Белый свет от источника, пройдя через синий светофильтр, будет иметь спектр, соответствующий спектру пропускания этого светофильтра. Правая часть спектра срежется, и через желтый светофильтр пройдет только свет, соответствующий заштрихованному участку. Этот свет будет иметь максимум на спектре, соответствующей длине волны 550 нм. Таким образом, в результате субтрактивного смешения синего и желтого цветов получится зеленый.

Используя явление субтрактивного смешения, получают смешанные пигменты путем механического смешения или соосаждения желтых и синих пигментов (смеси фталоцианина меди или железной лазури с желтыми кронами).

Как и в аддитивном, в субтрактивном синтезе новый цвет может быть образован меньшим или большим, чем три, числом основных красок. На практике для субтрактивного синтеза часто используют большее число красок. Например, к трем цветным добавляют четвертую - черную.

Цветовой синтез, при котором разные цвета на запечатанных поверхностях образуются изменением относительной площади закрашенных растровых элементов, называется автотипным (растровым) синтезом ( смешанный аддитивно-субтрактивный синтез цвета).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: