Пример №2: Автоматизированная информационная система инженерно-авиационной службы авиакомпании

АИС инженерно-авиационной службы авиакомпании разра­батывалась ЗАО «Лазекс», Центром открытых систем и высоких технологий, ООО «Ресурс-Центр».

АИС предназначена для автоматизации деятельности служб авиакомпании, которые осуществляют:

• работу с различными документами, имеющими характер нормативно-справочной информации АИС;

• разработку, согласование, утверждение и публикацию кон­трольно-распорядительных документов;

• сбор и обработку информации об инженерно-техническом персонале;

• сбор и обработку информации об отказах авиационной тех­ники;

• материально-техническое обеспечение авиационной техники;

• подготовку и проведение регламентных работ;

• сбор и обработку информации о наработках воздушных су­дов, систем и агрегатов с ограниченным ресурсом;

• создание моделей надежности AT и поддержку эксплуата­ции средств по состоянию;

• составление расписаний.

Функции системы:

АИС предназначена для формирования единой информаци­онной среды, обеспечивающей решение задач по организации электронного документооборота. В рамках единой информаци­онной среды решаются задачи:

• автоматизации процессов сбора, хранения и доведения до заинтересованных лиц различных нормативно-справочных доку­ментов, имеющих отношение к деятельности Заказчика;

• автоматизации процессов регистрации, хранения и публи­кации документов, являющихся входящей и исходящей коррес­понденцией;

• автоматизации процессов разработки, хранения, согласова­ния, утверждения регистрации и публикации контрольно-распорядительных документов (приказов, распоряжений);

• формализации процессов постановки и контроля выполне­ния заданий, поручений, приказов и распоряжений;

• сбора, хранения и анализа информации о жизненном цикле воздушных судов, узлов и агрегатов;

• сбора, хранения и анализа истории отказов воздушных су­дов, узлов и агрегатов, включая информацию об их обслужива­нии техническими службами Заказчика;

• перехода к обслуживанию всех служб Заказчика, на осно­ве единых технических средств и программно-аппаратного комплекса. Особое внимание уделено формированию распре­деленной информационной среды, решающей в масштабах всех служб Заказчика задачу ввода в эксплуатацию воздушных судов нового поколения (Ту-204, Ту-214, Ту324, Ту-334, Ил-96,...).

Целесообразность системы:

Формирование единой информационной среды позволяет:

1) создать единую информационную среду с обеспечением оперативного доступа заинтересованных лиц к необходимой им информации;

2) адаптировать существующие авиационно-технические ба­зы авиакомпаний и заводов к обслуживанию воздушных судов нового поколения по безремонтной стратегии поддержания лет­ной годности;

3) широко внедрить систему технической эксплуатации воз­душных судов по состоянию;

4) внедрить современные эффективные системы повышения качества технического обслуживания и ремонта (ТоиР), соответ­ствующие требованиям международных стандартов;

5) создать условия для обеспечения поддержания летной год­ности средних и мелких авиакомпаний.

По итогам внедрения АИС в эксплуатацию компания получа­ет возможность:

1) повышения оперативности влияния на российский и меж­дународный рынок авиаперевозок;

2) повышения возможности извлечения прибыли за счет вы­полнения значительного объема работ по поддержанию техниче­ского состояния воздушных судов, принадлежащих авиакомпании;

3) сокращения расходов, связанных с простоями и нерацио­нальным использованием парка воздушных судов;

4) снижения расходов на выполнение ремонтных и регла­ментных работ.

АИС представляет собой распределенный программно-аппарат­ный комплекс, обеспечивающий организацию электронного доку­ментооборота, сбор, хранение и анализ информации о жизненном цикле воздушных судов, узлов и агрегатов, истории отказов, вклю­чая информацию об их обслуживании техническими службами в масштабах всех организаций Заказчика. Комплекс включает:

• технические средства, на которых функционирует АИС;

• базовые программные средства, в среде которых функцио­нируют прикладные подсистемы АИС;

• подсистемы, указанные на рисунке.

Например, подсистема организации информационного взаи­модействия сотрудников инженерно-авиационных служб (MAC) предназначена для обеспечения распределенной работы сотруд­ников ИАС организаций Заказчика в рамках единой информаци­онной среды. Подсистема включает набор стандартных сервисов виртуального офиса:

• почтовую службу;

• единую многоуровневую адресную книгу;

• набор личных и корпоративных календарей-планиров­щиков дел и событий.

Кроме стандартных сервисов поддерживаются:

• регистрация, хранение и публикация электронных копий документов, имеющих нормативно-справочный характер;

• регистрация, хранение и публикация электронных копий до­кументов, являющихся входящей и исходящей корреспонденцией;

• процессы разработки, хранения, согласования, утверждения регистрации и публикации электронных копий контрольно-рас­порядительных документов (приказов, распоряжений);

• процессы постановки и контроля выполнения заданий, поручений, приказов и распоряжений.

Данная подсистема не привязана к специфике инженерно-авиационных служб и может быть внедрена во всех структурных подразделениях компании.

Подсистема сбора и обработки информации об инженерно-техническом персонале обеспечивает:

• ведение стандартного кадрового учета персонала инженер­но-авиационных служб компании;

• учет прохождения персоналом переподготовки и получения лицензий для работы с различными видами авиационной техники;

• планирование прохождения персоналом переподготовки и отслеживание сроков действия лицензий.

Подсистема составления расписания обеспечивает:

• составление и обновление сезонного расписания;

• составление на его основе расписания полетов;

• составление коммерческими службами компаний расписа­ния грузовых и чартерных рейсов;

• публикацию расписания в стандартном виде для пассажи­ров и клиентов авиакомпании.

Подсистема сбора и обработки информации об отказах авиационной техники (Troubleshooting) обеспечивает:

• регистрацию отказов авиационной техники по данным бор­товых и наземных журналов;

• регистрацию действий персонала инженерно-авиационных служб по устранению отказов;

• подготовку плана устранения неисправностей сотрудника­ми департамента по контролю качества по электронному запросу сотрудников, выполняющих работы на авиационной технике;

• подготовку брифингов для экипажей по пилотированию воздушных судов с неустраненными дефектами;

• регистрацию замен систем и агрегатов при устранении от­казов авиационной техники;

• подготовку аналитических сводок по возникающим отка­зам и методам их устранения в масштабах всех организаций За­казчика.

Подсистема сбора и обработки информации о наработках воздушных судов, систем и агрегатов с ограниченным ресурсом (Flight Log) обеспечивает:

• ввод информации о наработках воздушных судов и другие необходимые данные как для российского, так и для зарубежного парка воздушных судов;

• ввод информации о расходе топлива;

• ввод информации о расходе масла.

Подсистема планово-диспетчерских отделов обеспечивает:

• расчет и регистрацию наработок систем и агрегатов с огра­ниченным ресурсом;

• прогнозирование наработок агрегатов и формирование пре­дупреждений о необходимости продления ресурса или замены;

• подготовку планов работ по обслуживанию авиационной техники на основе планов технического обслуживания воздуш­ных судов (Maintenance Schedule — MS).

Подсистема автоматизированного управления материаль­но-техническим обеспечением (МТО) обеспечивает:

• автоматизированный учет систем и агрегатов, находящихся на складах организаций Заказчика и установленных на воздуш­ных судах;

• оформление перемещений систем и агрегатов между скла­дами как внутри компании, так и между различными компаниями;

• оптимизацию ЗИП для реализации совместного интенсивно­го использования авиационной техники, контроль сроков хранения и консервации;

• планирование и учет работ по ремонту и регламенту систем и агрегатов.

Подсистема автоматизированного управления подготовкой и контролем проведения регламентных работ (MPD/MS) обеспе­чивает:

• доступ в электронном виде к нормативным документам (Maintenance Planning Documents — MPD) заводов-изготовителей по техническому обслуживанию различных модификаций ВС;

• подготовку нормативных документов по техническому об­служиванию новых модификаций ВС, организация эксплуатации которых производится управляющей компанией альянса;

• формирование на основе MPD планов технического обслу­живания ВС (Maintenance Schedule — MS).

В системе обеспечивается хранение и асинхронный доступ пользователей к информации, хранимой в БД АИС, как в детализи­рованном, так и в агрегированном виде. При обработке входной информации обеспечивается исчерпывающая проверка ее корректно­сти. Вся хранимая информация всех подсистем организуется в виде набора баз данных Lotus Notes и объединяется в единую реляцион­ную БД Informix. Защита данных от разрушения при авариях и сбо­ях оборудования обеспечивается штатными средствами Lotus Notes/Domino и путем создания нескольких реплик каждой БД на нескольких серверах Заказчика. Отчетность может формироваться как оперативно с рабочих мест пользователей, так и периодически, заблаговременно, с возможностью выбора пользователем из заранее сформированного списка отчетов. Комплекс базовых программных средств включает в себя сервер Lotus Domino R5, промышленную базу данных Informix, программное обеспечение Visibroker компа­нии Inprise. Программные средства системы разрабатываются на основе штатных средств Lotus Notes/Domino. Клиентская часть про­граммного обеспечения функционирует в среде операционных сис­тем (ОС) Microsoft Windows'95/'97/NT.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: