Методика. Я-концепция ― это совокупность знаний человека о себе как о личности, связанная с их самооценкой[1]

Введение

Я -концепция ― это совокупность знаний человека о себе как о личности, связанная с их самооценкой[1]. Характеризуя строение Я -концепции, психологи выделяют, по меньшей мере, две основные ее составляющие: когнитивную и оценочную. Когнитивная составляющая Я -концепции, обозначаемая как образ Я, представляет собой совокупность знаний человека о себе как о личности. Оценочная составляющая Я -концепции называется самооценкой, она характеризует эмоциональное отношение человека к себе, а точнее к своему образу Я. В свою очередь и образ Я, и самооценка имеют сложное строение. Так, например, многие психологи считают важным выделять в образе Я две такие его составляющие, как реальное и идеальное Я. Реальное Я ― это знания человека о себе как о личности, какой она в его представлении является реально. Идеальное Я ― это знания человека об идеале личности, которому он хотел бы соответствовать.

Основываясь на результатах многочисленных исследований, психологи рассматривают степень согласованности идеального и реального Я как один из важнейших факторов, влияющих на самооценку человека. Этот фактор и его влияние можно пояснить с помощью известной формулы самооценки, предложенной В. Джеймсом[2]:

Успех

Самооценка = -------------------

Притязания

В соответствии с этой формулой, чем более высокими являются притязания человека к качествам личности, которым он хотел бы соответствовать (к своему идеальному Я), по сравнению с теми, которыми он, по его мнению, реально обладает (со своим реальным Я), тем ниже его самооценка, и наоборот, чем ниже у человека эти притязания, тем выше его самооценка.

Цель исследования. Выявить влияние степени согласованности идеального и реального Я на самооценку человека.

Гипотеза. Чем меньше степень согласованности между идеальным и реальным Я человека, тем ниже его самооценка, и напротив, чем больше степень согласованности между идеальным и реальным Я человека, тем выше его самооценка

Задачи исследования. 1) Выявить особенности идеального и реального Я у каждого испытуемого. 2) Определить степень согласованности идеального и реального Я у каждого испытуемого. 3) Установить наличие или отсутствие связи между степенью согласованности идеального и реального Я и самооценкой.

Методика

Испытуемые. Студенты академической группы.

Оборудование и материалы. Для проведения данного исследования студенты должны заранее подготовить два протокола и принести линейки. Один протокол предназначен для исследования индивидуальных особенностей идеального и реального Я студента. Он делается по образцу таблицы 1, помещенной в приложении. Другой протокол используется для измерения самооценки студента. Он представляет собой нарисованную на листе бумаги вертикальную линию длиной ровно 100 мм без какой-либо разметки. Возможно размещение обоих протоколов на одном листе бумаги формата А4. Для статистической обработки результатов используется программой SPSS.

План проведения исследования. Исследование состоит из двух этапов.

На первом этапе для выявления индивидуальных особенностей идеального и реального Я используется модифицированный вариант хорошо известной в психологии методики свободного самоописания[3]. Этот вариант предполагает последовательное выполнение испытуемыми трех следующих инструкций.

Инструкция испытуемым №1. Опишите себя в десяти предложениях так, чтобы было понятно, что Вы за человек, что является наиболее существенным в Вашей личности. Например, очень общительный, тревожный, люблю вкусно поесть, ненавижу, когда мне читают нравоучения, и т.д. Каждое из этих предложений должно быть записано в отдельной строке таблицы 1 в колонке «Качества реального Я». Не бойтесь быть откровенными, поскольку сразу же после обработки результатов Вы сможете Ваш протокол уничтожить. Таким образом, Ваше самоописание никому, кроме Вас, не станет известно.

Инструкция испытуемым №2. Проранжируйте эти десять качеств Вашей личности по степени их выраженности. Ранг 10 присвойте наиболее ярко выраженному у Вас личностному качеству, 9 ― несколько менее выраженному, 8 ― еще несколько менее выраженному и т.д., при этом ранги не должны повторяться. Запишите эти ранги в колонке «Ранги качеств реального Я» таблицы 1 напротив соответствующих качеств. После завершения процедуры ранжирования загните эту часть протокола так, чтобы данная колонка таблицы была Вам не видна.

Инструкция испытуемым №3. Проранжируйте эти же качества по степени их нежелательности для Вас лично. Ранг 1 присвойте самому нежелательному личностному качеству, 2 ― несколько менее нежелательному, 3 ― еще несколько менее нежелательному и т. д., при этом ранги не должны повторяться. Запишите эти ранги в колонке «Ранги качеств идеального Я» таблицы 1 напротив соответствующих качеств. После выполнения этой инструкции вновь разверните Ваш протокол.

На втором этапе для измерения самооценки используется модифицированный вариант методики Дембо – Рубинштейн[4]. Испытуемым предлагается следующая инструкция.

Инструкция испытуемым №4. На протоколе изображена вертикальная линия, которая представляет собой графическую шкалу, предназначенную для измерения Вашей самооценки. Представьте, что на верхнем полюсе этой шкалы находятся все люди с самой высокой самооценкой, на нижнем ― с самой низкой, а в середине ― со средней самооценкой. Отметьте чертой себя на этой шкале. Затем измерьте линейкой расстояние (S) от нижнего полюса данной шкалы до поставленной Вами отметки с точностью до 1 мм и запишите его величину в соответствующей строке, расположенной ниже таблицы 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: