Информационное обеспечение - одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента.
Основные требования к качеству информации:
-своевременность;
-достоверность;
-достаточность;
-надежность;
- адресность;
- правовая корректность;
- многократность использования;
- высокая скорость сбора, обработки и передачи;
- возможность кодирования;
- актуальность.
Информация классифицируется по следующим признакам:
1. По объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.
2. По принадлежности к подсистеме системы менеджмента - информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме.
|
|
3. По форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;
4. По способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.
5. По режиму передачи - в не регламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки.
6. По назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и др.
В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация.
Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников.
Основными функциями коммуникаций в организации являются:
- координация действий;
- распространение информации;
- выражение чувств и эмоций, нередко сопутствующих процессу разработки решения.
В системе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал — средство передачи информации.
4. Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией существуют так называемые коммуникационные барьеры, т.е. препятствия, мешающие правильной передаче и получению нужной информации (таблица 5.3)
Таблица 5.3
Коммуникационные барьеры
Барьер | Отправитель послания | Получатель сообщения |
Барьеры при отправлении сообщения. | Неожиданность сообщения Неадекватная информация Предубеждение относительно послания и принимающего | * |
Барьеры восприятия. | Семантические проблемы. Концентрация. Способность слушать. Знания. Восприимчивость к новым идеям. | Потребности и желания. Ценностные ориентации. Установки и мнения. Ожидания. Внимание и стимулы. |
Барьеры понимания. | Семантика и жаргон. Коммуникативные навыки. Длина сообщения. Коммуникативный канал. | * |
Барьеры приёма информации. | Личностные характеристики. Ценностные ориентации. Установки и мнения. | Ценностные ориентации. Восприимчивость к новым идеям. Нормы. Личностные характеристики. |
Барьеры действий. | Память. Уровень переработки информации. | Память и внимание. Уровни переработки информации. Личностные характеристики. |
*- барьеры отсутствуют
|
|