Методы предотвращения и уменьшения риска

Уменьшение отрицательных рисков организационными способами. Риск в управлении обычно предопределяет инициативу в производственном процессе и маркетинговой политике организации. Последствия риска определяются профессионализмом и интуицией работников, а также стечением обстоятельств по всей цепочке: разработка -> выбор -> организация -> исполнение решения.

Ряд крупнейших мировых компаний ввели в свой штат новую должность «risk-adviser*» (советник по нестандартным ситуациям) в экономической и технической областях, а также в области подделок и мошенничества. Абсолютизация риска в управлении привела общественное сознание к созданию рискового (венчурного) бизнеса, формированию рискового капитала, появлению рискующих менеджеров («risk-taker») для создания прорывов в той или иной сфере деятельности.

Управление рисками — это система стратегий, методов и приемов для уменьшения возможных отрицательных последствий на результаты деятельности организации при принятии ошибочных по разным причинам решений. Рыночные отношения вносят существенный элемент тревоги в деятельность руководителей и собственников. Управление риском включает шесть стратегий:

• уклонение от деятельности, содержащей определенный риск;

• принятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счет собственных средств организации (создание страхового фонда);

• распределение риска среди непосредственных участников бизнеса;

• создание в качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью;

• продажа и передача ответственности за риск другому лицу, например, страховщику;

• сокращение возможных отрицательных последствий от риска с помощью предупредительных мер, например, соз­дание системы пожаротушения, неприкосновенного запаса сырья, формирования портфеля разнотипных акций и т.д.

В каждой организации должны использоваться в различной степени все шесть стратегий. Из них наибольшее распространение получает страхование рисков организации.

Уменьшение отрицательной составляющей риска и закрепление положительной могут быть достигнуты применением различных методов: экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических и идеологических.

Экономические методы основаны на использовании совокупности экономических стимулов, предусматривающих материальную заинтересованность и материальную ответственность работников за последствия разработки, принятия и выполне­ния решения.

Организационно-распорядительные методы основаны на разработке и соблюдении:

• регламентов в структуре и деятельности организации;

• регламентов в работе с партнерами и внешними условиями;

• дисциплинарных мер стимулирования и ответственности.

Социально-психологические методы предусматривают:

• развитие благоприятной среды коммуникаций;

• побуждение к благородным мыслям и поступкам;

• повышение эффективности в деятельности коллектива и личности.

Идеологические методы основаны на:

• формировании и поддержке современных общечеловеческих моральных норм и ценностей;

• поддержке традиций и лояльности работников к своей организации.

Составляющие управленческих рисков. Управленческие риски составляют часть общих рисков компании. Они представляют собой набор желательных или нежелательных вызванных управ­ленческими решениями ситуаций, которые могут возникнуть либо при реализации решений, либо спустя некоторое время.

Управленческие риски включают в себя организационные, коммерческие (экономические), технологические, социальные и правовые риски:

организационные риски связаны с решениями по выбору формы и места расположения организации при ее регистрации, построению структуры организации, распределению прав, обязанностей и ответственности среди персонала;

экономические риски связаны с выбором методик расчета и обоснования бизнес-плана и отчетности;

технологические риски связаны с выбором и реализацией технологий управления (управление по целям, по результатам, путем постоянных проверок и указаний, в исключительных случаях и др.), а также организационно-информационной техники;

социальные риски связаны с выбором и реализацией методик воздействия на персонал при индивидуальном и коллективном подходе;

правовые риски связаны с выбором и реализацией базовых для фирмы законодательных актов и положений, форм контрактов и сотрудничества, зарубежных партнеров.

Управленческие риски приводят к оперативным и стратеги­ческим приобретениям или потерям в деятельности организации. Позитивное действие управленческих рисков всеми работниками воспринимается как само собой разумеющееся, а негативное вызывает раздражение у руководителей и желание не допустить эти риски в дальнейшем.

Методы предотвращения и уменьшения риска

а) основанные на уменьшении вероятности убытка путем изучения источников риска и предотвращения его появления:

ü улучшение информационного обеспечения (получения (оперативность, качество, полнота), обработки (прогнозы, кризисный менеджмент), и накопления информации и качества коммуникаций);

ü более точное определение планируемого значения основных критериев, напр. прибыли (учет различных эластичностей, взаимозаменяемости средств производства, сырья и персонала, постоянная корректировка планов с учетом информационных изменений, альтернативное планирование - "планирование в ящик стола");

ü уменьшение ошибочного поведения (повышение осознания риска сотрудниками, их соответствующее стимулирование для увеличения их заинтересованности в уменьшении риска, персональный отбор сотрудников, передача знаний при помощи обучения, назначение персонально ответственных);

ü формирование специальных технических инструментов:

· системы охраны (труда, от несчастных случаев, пожарной безопасности, безопасности от утечки информации, растрат, экологических катастроф, качества продукции);

· увеличение надежности системы в целом путем запараллеливания ее элементов, работающих на пределе надежности;

· установление "указателей ошибок" (системы тревоги перед появлением неисправностей);

· установление систем быстрого отключения (для автоматического отключения при критическом состоянии);

· содержание в исправности (регулярные проверки).

б) методы преодоления риска (снижения вреда)

ü ограничение возможной величины потерь:

· предметное (выбор правовой формы, рассредоточение собственности, оговорки о собственности);

· количественное (например, сумма денег в кассе);

· пространственное (рассредоточение складов, рассеянные места производства);

· временное (патентная защита, долгосрочные договоры);

· персональное (по взаимосвязанности с контрагентами) - образование консорциумов, кооперация);

ü компенсация риска (выравнивание ущерба по различным частям фирмы);

ü самокомпенсация ущерба (запасы, резервы);

ü передача риска:

· перекладывание риска/ущерба на третьих лиц (поставщиков, потребителей, кредиторов, совладельцев, наемных работников, покупателей, государство);

· постороннее обеспечение (заключение договора о страховании на возмещение убытков).

Выводы:

Анализ риска состоит из:

· распознавания риска путем осмотра, документального и организационного анализа, исследования перечня источников риска путем отбора наиболее вероятных и сильно действующих;

· оценки риска (оценка вероятности возникновения и последствий);

· возможностей компенсации риска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: