Размеры пролетов в сборочно-сварочных цехах и соответствующая допускаемая грузоподъемность подъемно-транспортных средств

(по материалам норм технологического проектирования)

Шаг колонн, Ширина пролета, Высота до низа перекрытия (в одноэтажном здании) или от пола до Отметка головки рельса под- Грузоподъемность кНподъемно-транспортных средств
   
м м пола (в многоэтажном), м кранового пути, м Напольный транспорт Электриче­ские краны
           
А. Одноэтажные здания
а) Оборудованные мостовыми кранами общего назначения
    8,4 6,15 -  
    9,6; 10,8 6,95; 8,15 - 100; 200
    12,6; 14,4 9,65; 11,45 - 100; 200; 300
    8,4 6,15 -  
    9,6; 10,8 6,95; 8,15 - 100; 200
    12,6; 14,4 9,65; 11,45 - 100; 200; 300
    16,2; 18,0 12,65; 14,45 - 300; 500
    12,6 9,65 - 103; 200; 300
    14,4 11,45 - 200; 300
    16,2; 18,0 12,65; 14,45 - 300; 500
б) Оборудованные напольным транспортом, а также подвесными
и одностоечными кранами
    6,0; 7,2 -    
    8,4; 9.6; - 2,5; 5; 2,5; 5;
    10,8; 12,6   10; 20; 30; 50 10; 20; 30; 50
    6,0; 7,2 -    
    8,4; 9,6; -    
    10,8; 12,6      
Б. Многоэтажные здания
    4,8; 6,0 - 2,5; 5; 2,5; 5;
        10; 15; 10; 15;
        20; 25 20; 25
6   4,8; 6,0 - 2,5; 5; 2,5; 5;
        10; 15 10; 15
П р и м е ч а н и я: 1. Ширину пролета 30 м и более разрешается принимать только при технико-экономическом ее обосновании.
2. При технологической необходимости высоту 18 м до низа перекрытия
можно увеличивать на величину, кратную 1,8 м.
3. Для изготовляемых изделий и узлов массой 50 т и более грузоподъемность
мостовых кранов в пролетах шириной 24 и 30 м может быть увеличена при
соответствующем обосновании.
4. Подвесные краны в пролетах можно располагать в несколько рядов.
5. В многоэтажных зданиях при соответствующих обоснованиях допускается: а) минимальная высота этажа 4,2 м; б) при технологической необходимости назначить
высоту этажа более 6 м, увеличение принимать кратным 1,2.

(1)

где Л –количество линий рабочих мест, размещаемых в одном

пролете; как показано ниже, обычно принимают Л = 2 или

(реже) 4.

Уточнение результата подсчета по формуле (1) производят в процессе последующего размещения оборудования и рабочих мест на плане проектируемого цеха.

б) Типовая схема компоновки цеха со смешанным направле­нием производственного потока. В этой схеме в заключительном поперечном пролете располагаются после­довательно позиции (рабочие места) процесса общей сборки и сварки изготовляемого изделия. В продольных пролетах, при­мыкающих к этому поперечному пролету, размещаются процессы изготовления отдельных узлов, предназначаемых для каждой опре­деленной позиции общей сборки и сварки. При этом в целях обес­печения прямоточности всего производственного процесса линии рабочих мест, изготовляющие отдельные узлы, должны непосред­ственно примыкать к тем позициям процесса общей сборки и сварки, на которых эти узлы предусмотрены к использованию. Обычная схема такой увязки размещения рабочих мест отделения узловой сборки и сварки с расположением позиций производст­венного процесса в отделении общей сборки и сварки показана на рис. 1.

Таким образом, в рассматриваемой планировке сборочно-сварочных отделений поперечный пролет специализирован по вы­полнению общей сборки и сварки изготовляемого изделия, а про­дольные пролеты отделения узловой сборки и сварки специали­зированы по производству отдельных видов узлов того же изделия.

Для рассматриваемой планировки цеха необходимое коли­чество пролетов ппр отделений узловой сборки и сварки, в зави­симости от предусмотренного количества ппоз позиций процесса общей сборки и сварки, принимается равным

(2)

где kпоз – среднее количество позиций процесса общей сборки и сварки, располагаемых против каждого пролета узловой сборки и сварки, обычно находится (см. рис. 1)в пределах от 1 до 2. При этом меньшие значения knoз соответствуют производству крупногабаритных и сложных, а большие значения knoз – про­изводству малогабаритных и менее сложных изделий.

Рис. 1. Схема размещения линий рабочих мест отделения узловой сборки и сварки и рабочих мест (позиций) отделения общей сборки и сварки при схеме планировки цеха со смешанным направлением производственного потока (вагоносборочный цех поточного производства большегрузных полувагонов 60 т);

I — IX — последовательные позиции сборки изделия в отделении общей сборки и сварки; XXVIII — позиции отделения покрытий и отделки; 1—9— линии рабочих мест в отделении узловой сборки и сварки, изготовляющие узлы для соответствующих (по нумерации) позиций в отделении общей сборки и сварки.

в) Типовая схема компоновки цеха с волновым расположением производственного потока, как правило, включает по одному пролету в каждом отделении цеха. Редкие исключения из этого правила определяются только путем размещения обору­дования и рабочих мест на плане цеха.

г) Типовая схема компоновки цеха с петлевым направлением производственного потока обычно включает от одного до двух пролетов в каждом отделении цеха. Необходимые уточне­ния нужного количества пролетов для каждого отделения цеха, проектируемого по этой схеме, достигаются путем размещения обо­рудования и рабочих мест на плане цеха.

д) Типовая схема с продольно-поперечным направлением про­изводственного потока. Нужное количество пролетов для каждого отделения цеха, проектируемого по этой схеме, устанавливается аналогично описанному выше для схемы цеха с продольным направлением производственного потока.

Расчетные количества пролетов, получаемые в описанных выше случаях по формулам (1) и (2), уточняются при последующей планировке оборудования и рабочих мест в пролетах отделений узловой и общей сборки и сварки проектируемого цеха.

Ширину каждого пролета, принятую в компоновочной схеме, уточняют путем составления проверочных эскизов планировки рабочих мест в пролете и последующих подсчетов суммы размеров ширины рабочих мест и проходов и проездов между ними. При этом планировка оборудования, сборочно-сварочных рабочих мест и размещаемых в непосредственной близости к последним складочных мест для поступающих в сборку деталей и узлов вы­полняется рядами, располагаемыми вдоль пролета. Количество таких рядов или линий рабочих мест Л в каждом пролете может быть различным. Однако наиболее употребительным является двух­рядное расположение линий рабочих мест (Л = 2), целесообраз­ность которого обосновывается следующими соображениями.

На рис. 2 представлен эскиз четырех вариантов расположения в пролетах линий рабочих мест с обслуживающими их проездами. Из рассмотрения этого эскиза вытекает, что в каждом пролете с возрастанием Л увеличивается его потребная ширина bnp и, что особенно важно, изменяется использование площади пролета. В самом деле, если принять, что ширина полезной площади bл, занятой линией рабочих мест, приблизительно равна ширине вспо­могательной площади, занятой проездом, то использование пло­щади составит:

В пролете

I (bл: bnp)100 ≈ 50 %

II (2 bл: bnp)100 ≈ 67 %

III (3 bл: bnp)100 ≈ 60 %

IV (4 bл: bnp)100 ≈ 67 %

При дальнейшем увеличении количества Л в пролете будет также возрастать потребное значение bпр . Однако использование площади пролета во всех случаях не будет превосходить ука­занного для пролетов II и IV значения 67%. Таким образом, по­скольку увеличение ширины пролетов неизбежно приводит к воз­растанию стоимости конструкции цеха, следует считать, что опти­мальными вариантами являются двухрядное и четырехрядное рас­положение рабочих мест в пролете с одним (при Л = 2) или двумя (при Л = 4) обслуживающими проездами между ними.

На основе описанных выше соображений черновой эскиз пла­нировки рабочих мест в каждом пролете для проверочных подсче­тов предварительно принятой величины Ьпр выполняют следую­щим образом.

На бумаге наносят (без соблюдения масштабов) два ряда колонн, представляющих собой продольные границы пролета.

 
 


В этом пролете (рис. 3) вычерчивают (также без соблюдения мас­штаба) по одному рабочему месту каждой предусмотренной для размещения в данном пролете линии рабочих мест с указанием необходимых проездов между ними. Рядом с этими рабочими ме­стами намечают расположение складочных мест для прибывающих на сборку деталей из промежуточного склада либо узлов с преды­дущих рабочих мест пролета.

Размещение складочных мест может быть произведено двояким образом: либо со стороны проезда, либо в продольном направлении пролета - между двумя последовательно расположенными ра­бочими местами производственного потока. В соответствии с воз­можностью осуществления двух таких вариантов расположения рабочих мест составление эскизов ведут также в двух вариантах (рис.3). Далее обозначают на составленных эскизах нормальные значения всех размеров, составляющих ширину пролета, в том числе и размеры ширины рабочих и складочных мест. Затем путем суммирования этих размеров получают предельные численные зна­чения потребной ширины данного пролета.

Для случаев, показанных на рис. 3, искомое значение ширины пролета bпр может быть представлено следующими выражениями:

а) для: варианта, показанного на рис. 3, а,

(bnp)mln = 2 (b1 + bм) + bn;(3)

б) для варианта, показанного на рис. 3, б,

(bnp)max = 2 (b1 + bм+ b2+ bскл ) + bn, (4)

Числовые значения величин, входящих в приведенные выше выражения, в соответствии с требованиями норм технологического проектирования и по данным практики принимают в следующих пределах:

b1 – расстояние от тыльной стороны рабочего места до оси продольного ряда колонн (или стены здания цеха) – обычно принимают равным не менее 1 м. Это значение выбирается из сооб­ражений строительного характера: фундаменты колонн цеха не должны соприкасаться с фундаментами оборудования, устанавли­ваемого на отдельных рабочих местах. С другой стороны, такое расстояние в большинстве случаев необходимо при устройстве прохода для свободного перемещения рабочих при выполнении ими производственных операций. В тех случаях, когда габарит рабочего места определяется размерами сварочной кабины и рас­положение оборудования в ней предусмотрено таким образом, что расстояние от сборочно-сварочного стеллажа или стенда до оси колонны либо стены цеха составляет не менее 1 м, значение b1 приравнивают нулю.

В случаях, когда b1 ≥ 1 м, получающееся пространство шири­ной не менее 2 м вдоль оси продольного ряда колонн между двумя рядами рабочих мест, расположенными в двух соседних пролетах, обычно используется для размещения оборудования для дуговой сварки (сварочные преобразователи, выпрямители и трансфор­маторы) и шкафов с индивидуальными ящиками для инструмента рабочих.

b2 –расстояние между рабочим местом или ограждением сва­рочной кабины и складочным местом для прибывающих деталей и узлов, а также для узлов, отправляемых с данного рабочего места на следующие рабочие места рассматриваемой линии при­нимают в пределах 1,0 -1,6 м.

bn – ширина проезда между двумя линиями рабочих мест, расположенными в одном пролете, – принимается обычно в пре­делах 3-4 м. Такая ширина необходима для обеспечения свободного проезда средств внутрицехового напольного транспорта в случаях встречи двух самоходных тележек.

bм – ширина рабочего места в сборочно-сварочных отделениях цеха - обусловливается шириной сборочно-сварочного устройства (стеллажа, стенда и т. п.). Последняя, в свою очередь, зависит от габаритов изготовляемого на данном рабочем месте изделия.

На основании данных практики ориентировочно можно пола­гать, что ширина сборочно-сварочного устройства равна сумме ширины изготовляемого на данном рабочем месте изделия и при­пусков на каждую сторону (по ширине) в пределах 0,2-0,3 м.

Чтобы не создавать узких мест в проездах проектируемого цеха, рекомендуется при описываемых подсчетах ширины пролетов вводить в расчет габариты наибольших по размерам сборочно-сварочных узлов, изготовляемых в данном пролете цеха.

Помимо определяемой указанным образом ширины сборочно-сварочного устройства, в общий размер ширины рабочего места следует включить ширину проходов по 1 м с каждой стороны сбо­рочно-сварочного устройства. Эти проходы необходимы для пере­мещения рабочих в процессе выполнения ими работ на данном рабочем месте. В тех случаях, когда габариты рабочего места определяются размерами сварочной кабины, расстояние между сборочно-сварочным стеллажом и ограждением кабины по тем же соображениям должно быть не меньше 1 м.

bскл – ширина складочного места – зависит от габаритов складываемых у рабочих мест деталей и узлов, подлежащих сборке и сварке на данном рабочем месте. По данным практики обычно площадь, занимаемая такими складочными местами, равна либо меньше площади, занимаемой сборочно-сварочным устрой­ством. В качестве минимальных размеров площади складочных мест рекомендуется принимать площадь, равновеликую половине площади сборочно-сварочного устройства.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: