При оценке состояния питания изучение фактического питания всегда является первым этапом исследований, позволяющим получить основной материал для последующего анализа и коррекции питания. Все методы изучения фактического питания принято делить на социально-экономические и социально-гигиенические.
Социально-гигиенические методы изучения применяются при конкретной аналитической работе на индивидуальном и групповом уровнях. Все используемые методы имеют свои преимущества и недостатки и применяются изолированно или в комбинации. Для изучения фактического питания в организованных коллективах (детских дошкольных учреждениях, интернатах, санаториях) целесообразно использовать анализ как меню-раскладок (месячный, сезонный, годовой), так и анкет для индивидуализации результатов
Метод частоты использования пищевых продуктов.
С этой целью необходимо произвести опрос о частоте употребления основных групп продуктов, т.е. сколько раз в неделю в рацион питания включается тот или иной продукт. Данные опроса заносятся в соответствующие колонки таблицы (Приложение 1).
|
|
Алгоритм самостоятельной работы и заполнения таблицы:
1) заполнить таблицу, исходя из частоты употребления указанных пищевых продуктов в неделю (минимальное значение — 0, максимальное значение — 7). Если продукт употребляется менее одного раза в неделю (раз в месяц и т.п.), он не учитывается.
В группу мясо и мясопродукты включаются все виды мяса, птицы, колбасные изделия и субпродукты (печень, сердце, язык, почки). В группу рыба и морепродукты включаются все виды рыб и животные морепродукты (кальмары, креветки, мидии, крабы, крабовые палочки и т.п.). В группу сахар и кондитерские изделия включаются собственно сахар, конфеты, шоколад, мед, варенье, зефир, пастила. В группу масло растительное и маргарин включают все виды растительных масел и любые комбинированные масла, содержащие два и более видов жира.
Анкетный метод.
Проводится опрос учащихся по самооценке собственного здоровья.
Тест-анкета для самооценки студентами факторов риска ухудшения здоровья.
Заполняется каждым студентом самостоятельно.
Анкета о состоянии здоровья. В нее включаются антропометрические данные (рост, вес).
Расчет индекса массы тела (ИМТ) [9]:
Показатели ИМТ = кг (вес): м (рост)2
Оценку ИМТ проводят с учетом рекомендации ВОЗ:
66.
67.
68.
69.