Одним из теоретических достижений культурно-исторической концепции деятельности является установления факта изоморфизма структур внешней и внутренней деятельностей. Одним из первых это предположение высказал Л.С. Выготский: «основная идея учения Л.С.Выготского заключалась в том, что психическая деятельность строится по образцу внешней деятельности»
В дальнейшем оно было развито и конкретизировано в работах А.Н.Леонтьева и его последователей: «... внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое общее строение. Открытие общности их строения представляется мне одним из важнейших открытий современной психологической науки».
Изоморфизм структур внешней и внутренней деятельностей позволил объяснить механизм происхождения внутренней психической деятельности из внешней, практической: «объективное изучение психической деятельности остается эпизодическим и не может стать систематическим, пока мы не найдем пути к объективному исследованию идеальных действий.
Этот путь открывает гипотеза, согласно которой идеальные действия по содержанию не отличаются от материальных и происходят от них …».
Свою позицию в отношении деятельности как предмета психологии Д.Б. Эльконин обосновывал именно фактом изоморфизма структур: «... Мне кажется, мы могли бы сформулировать следующее положение: так называемая умственная деятельность есть тоже деятельность. Она осуществляет такие же задачи, она так же построена, как внешняя, физическая трудовая деятельность; она так же имеет свою ориентировочную и исполнительную часть; она так же не вся является предметом психологического исследования в собственном смысле этого слова. Здесь происходит граница между логикой и психологией...».
Установленный феномен изоморфизма структур позволил в своё время П.Я. Гальперину обосновать обучение как форму психического развития, поскольку выявлен был способ присвоения внешней деятельности и формирование на основе её структур психической деятельности: «обучение, организованное и неорганизованное, является общим руслом психического развития, а психическая деятельность - производным от внешней предметной деятельности и обслуживающим ее процессом».
Изоморфизм структур внешней и внутренней форм деятельности подтверждает основное положение культурно-исторической концепции деятельности о том, что психика есть производная от внешней деятельности и по сути всегда остаётся её разновидностью: «... Общее положение заключалось в том, что психическая деятельность не только строится по образцам внешней предметной деятельности, но в сущности и остается ее особой разновидностью, включенной в эту внешнюю деятельность, живущей ее интересами, заимствующей у нее свои возможности (в частности, орудийного опосредования)».
Как известно, центральным понятием в культурно-исторической концепции деятельности является уподобление. Уподобление заключается в особой пластичности деятельности, способной собой воспроизводить собственный предмет. Именно за счёт уподобления возможно познавательное отношение и, как следствие, присвоение человеком в онтогенезе значений культурных образцов деятельности (всеобщих способов деятельности).
В интерпретации уподобления возможны различные варианты. Широко распространённым является понимание термина «уподобление» как уподобление деятельности свойствам самой вещи. Такая интерпретация уподобления идёт вразрез с психологическим содержанием культурно-исторической концепции и, в связи с этим, подвергается критике. Критика состоит в том, что уподобление как способ воспроизведения на самом деле заключается не в воспроизведении свойств вещи, а в воспроизведении того способа деятельности, который является значением предмета-вещи.
Понимание предметности как объектности, а деятельности как субъект-объектного отношения, приводит, как уже было сказано, к детерминации всех процессов деятельности её предметом. В этом случае необходимым механизмом, обеспечивающим этот переход, естественным образом выступает интериоризация.
Причём интериоризация является механизмом онтогенетического развития деятельности и осуществляется как переход социальной деятельности в её индивидуальный план: «… При анализе деятельности выделяются три плана её рассмотрения: генетический, структурно- функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путём преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность.






