1. Принцип поддержки позитивного в ребенке, обеспечивающий становление, развитие и сохранение положительного образа Я ребенка,
2. Принцип акцентирования чувств и переживаний в акте коммуникации. Пониманию чувств ребенка родителями, коммуникация этого понимания ребенку раскрывает уникальные возможности познания ребенком чувств и овладения им социально адекватными способами выражения чувств.
3. Принцип сотрудничества, обеспечивающий установление гармоничных отношений кооперативного взаимодействия между ребенком и взрослым как равноправными и равноценными личностями.
Психологический механизм, обеспечивающий функционирование конгруэнтной коммуникации - вербализация чувств ребенка взрослым по принципу зеркального отражения. Цель вербализации- создание условий самовыражения ребенка, обсуждение его способа видеть как себя самого, так и окружающих людей, осознание связанных с этим чувств.
Система правил конгруэнтной коммуникации:
1. Всегда следует говорить о событиях, ситуации, поступках ребенка и последствиях этих поступков, но ни в коем случае не выносить оценочные суждения о личности и характере ребенка. Категорически избегать диагноза и прогноза судьбы ребенка.
2. В центре высказываний д. Находиться описание чувств, переживаний, эмоций. Надо помочь ребенку узнать и понять свои чувства, предоставив ему возможность самостоятельно оценить их.
3. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть выражены в форме предложения к кооперации. Формулирование требований включает описание ситуации, ожидания родителей, веера возможных способов разрешения проблемной ситуации с правом самостоятельного выбора возможного решения.
4. Поощрение и наказание ребенка. Основной способ поощрения- похвала. Материальные формы поощрения д. выступать перед ребенком как свидетельство его значимости и самооценки, эмоционального принятия родителями, их заботы и внимания к нуждам и потребностям ребенка, любви и привязанности. Продуктивная похвала оценивает действия ребенка через описание результатов и их последствий, усилий ребенка и его чувств, не содержит в себе сравнения ребенка с другими детьми, предоставляет ребенку самому выработать критерии оценки и произвести ее.
Наказание - крайне нежелательная форма регуляции поведения ребенка и допускается лишь в крайних случаях. Физические наказания не допускаются, т.к. являются причиной формирования агрессивности, тревожности и неуверенности в себе. Запрещения, выступающие важным фактором предупреждения асоциального поведения, должны быть корректно сформулированы.
Тотальные запрещения формулируются в безличной, абсолютной и безальтернативной форме по отношению к поступкам ребенка, представляющим угрозу жизни, безопасности и достоинству других людей, либо наносящим ущерб материальным ценностям. Конкретные запрещения д. Включать следующие компоненты:
1. Констатация чувств, желание ребенка, описание его действий;
2. Четкий запрет;
3. Предложение альтернативного действия взамен запрещаемого;
4. Коммуникацию понимания взрослым негативных реакций ребенка, связанных с запретом.