Метод социального эксперимента

План.

1. Поняття соціальної діагностики.

2. Загальна схема методики виконання соціальної діагностики.

3. Принципи та методи дослідження соціального об’єкту.

Література

1. Лукашевич М.І., Мигович І.І. Соціальна робота в Україні: теоретико-методичні засади. – К,2001

2. Основы социальной работы/ Под.ред. П.Д. Павленок.- М., 1997

3. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие/отв.ред. Е.И. Холостова. – М., 2001

4. Технології соціально-педагогічної роботи: Навч.посібник/ за аг.ред. проф.. Капської А.Й. – К. – 372с.

МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Под диагностикой следует понимать совокупность методов и приемов для реализации целей и задач социологического исследо­вания (например, методика изучения профессиональной ориентации, методика социального анализа деятельности предприятия и др.). Ме­тодика включает в себя технику.

Техника — совокупность технических (простейших) и организа­ционных приемов эффективного использования того или иного метода (например, техника опроса, техника составления вопросника, техника кодирования и обработки информации и др.). Иногда под методикой понимают совокупность технических разновидностей метода с указа­нием правил их применения в конкретных исследовательских ситуа­циях (например, методика опроса, использующая технику почтового анкетирования по месту жительства и технику закрытых и открытых опросов).[1]

На практике очень часто методика сводится к чисто техническому организационному фактору, а ее связь с исходными теоретико-мето­дологическими основами исследования становится туманной и рас­плывчатой, подобно субъективистской позиции желаемого и нежела­емого, доброй или злой води социолога- На самом деле методика должна способствовать получению истинного знания об объекте, по­зволяющего сделать не только частные, но и общетеоретические вы­воды. Поэтому правильнее определить методику как реализацию ме­тода или совокупность методов в соответствии с логикой и теорети­ческим аппаратом данного исследования. Ясно, что выбор того или иного метода обусловлен природой изучаемого объекта и ее отраже­нием в теории. Именно объективные отношения между людьми, про­являющиеся в различных эмпирических обстоятельствах, «определя­ют, — по словам Маркса, — действия как частных лиц, так и отдель­ных представителей власти и... столь же независимы от них, как способ дыхания. Став с самого начала на эту объективную точку зрения, мы не будем искать добрую или злую волю... а будем видеть действия ооъективных отношении там, где, на первый взгляд, кажется, что действуют только лица».[2]

Чтобы воспользоваться методикой или даже полученными с ее помощью фактами, социолог должен овладеть некоторым минимумом соответствующих методологических принципов, а это уже «приложе­ние» определенных теоретических знаний, концепций. Если теория, отражающая объект, истинна и метод, построенный на ее основе, правилен, то на практике мы получаем результат, который предсказы­вала теория.

Именно через применение методологических принципов в мето­дике происходит реализация методологии.

Социальная практика последних лет предъявляет новые требова­ния и к экспериментальному методу. До сих пор он использовался в основном в познавательных, исследовательских целях. Сейчас экспе­риментальный метод становится важным средством социального про­ектирования и внедрения нововведений в сфере социального управле­ния и планирования. Принципы и приемы этого нового вида экспери­мента не получили пока должною теоретико-методологического обоснования.[3]

Методологическим принципом и основанием применения экспе­римента служит принцип социального детерминизма, выявления при­чинно-следственных связей. Можно сказать, что социальный экспери­мент — это специфический способ внедрения теории в практику. Он является не только фактором познания, но и фактором практического использования научного знания и получения новых научных истин. Использование этих двух функций в методиках социального экспери­мента — важная задача научного творчества социолога.

Мы не будем здесь подробно рассматривать, что собой представ­ляет эксперимент, каковы его функции и структура.[4] Отметим только некоторые его возможности и особенности с целью выявления роли теории и методологии при использовании социологического знания в практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: