План.
1. Поняття соціальної діагностики.
2. Загальна схема методики виконання соціальної діагностики.
3. Принципи та методи дослідження соціального об’єкту.
Література
1. Лукашевич М.І., Мигович І.І. Соціальна робота в Україні: теоретико-методичні засади. – К,2001
2. Основы социальной работы/ Под.ред. П.Д. Павленок.- М., 1997
3. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие/отв.ред. Е.И. Холостова. – М., 2001
4. Технології соціально-педагогічної роботи: Навч.посібник/ за аг.ред. проф.. Капської А.Й. – К. – 372с.
МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Под диагностикой следует понимать совокупность методов и приемов для реализации целей и задач социологического исследования (например, методика изучения профессиональной ориентации, методика социального анализа деятельности предприятия и др.). Методика включает в себя технику.
Техника — совокупность технических (простейших) и организационных приемов эффективного использования того или иного метода (например, техника опроса, техника составления вопросника, техника кодирования и обработки информации и др.). Иногда под методикой понимают совокупность технических разновидностей метода с указанием правил их применения в конкретных исследовательских ситуациях (например, методика опроса, использующая технику почтового анкетирования по месту жительства и технику закрытых и открытых опросов).[1]
|
|
На практике очень часто методика сводится к чисто техническому организационному фактору, а ее связь с исходными теоретико-методологическими основами исследования становится туманной и расплывчатой, подобно субъективистской позиции желаемого и нежелаемого, доброй или злой води социолога- На самом деле методика должна способствовать получению истинного знания об объекте, позволяющего сделать не только частные, но и общетеоретические выводы. Поэтому правильнее определить методику как реализацию метода или совокупность методов в соответствии с логикой и теоретическим аппаратом данного исследования. Ясно, что выбор того или иного метода обусловлен природой изучаемого объекта и ее отражением в теории. Именно объективные отношения между людьми, проявляющиеся в различных эмпирических обстоятельствах, «определяют, — по словам Маркса, — действия как частных лиц, так и отдельных представителей власти и... столь же независимы от них, как способ дыхания. Став с самого начала на эту объективную точку зрения, мы не будем искать добрую или злую волю... а будем видеть действия ооъективных отношении там, где, на первый взгляд, кажется, что действуют только лица».[2]
|
|
Чтобы воспользоваться методикой или даже полученными с ее помощью фактами, социолог должен овладеть некоторым минимумом соответствующих методологических принципов, а это уже «приложение» определенных теоретических знаний, концепций. Если теория, отражающая объект, истинна и метод, построенный на ее основе, правилен, то на практике мы получаем результат, который предсказывала теория.
Именно через применение методологических принципов в методике происходит реализация методологии.
Социальная практика последних лет предъявляет новые требования и к экспериментальному методу. До сих пор он использовался в основном в познавательных, исследовательских целях. Сейчас экспериментальный метод становится важным средством социального проектирования и внедрения нововведений в сфере социального управления и планирования. Принципы и приемы этого нового вида эксперимента не получили пока должною теоретико-методологического обоснования.[3]
Методологическим принципом и основанием применения эксперимента служит принцип социального детерминизма, выявления причинно-следственных связей. Можно сказать, что социальный эксперимент — это специфический способ внедрения теории в практику. Он является не только фактором познания, но и фактором практического использования научного знания и получения новых научных истин. Использование этих двух функций в методиках социального эксперимента — важная задача научного творчества социолога.
Мы не будем здесь подробно рассматривать, что собой представляет эксперимент, каковы его функции и структура.[4] Отметим только некоторые его возможности и особенности с целью выявления роли теории и методологии при использовании социологического знания в практике.