Принципы разработки и проведения экскурсии

Для успешной разработки и проведения экскурсии экскурсоводу необходимо ответить на вопрос: «Как возбудить и сохранить внимание экскурсантов?»

Чтобы ответить на это вопрос, нужно представлять себе основные принципы разработки и проведения экскурсии:

1. На экскурсии можно рассказывать только о том, что может быть показано или о том, что связано с показываемыми предметами. Нельзя делать так: показать Санкт-Петербургскую газету 1905 года и затем перейти к рассказу о крестьянских волнениях в Закавказье.

2. Отбирать для показа объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме экскурсии. Этот принцип имеет значение для данной экспозиции, потому что на ней может быть представлено несколько однотипных предметов, например, для банкнот, книг. Отдельно показывать нужно один предмет данного вида, а затем обратить внимание на другие аналогичные предметы.

3. Все экспонаты выставки и все группы экспонатов выставки для экскурсантов должны быть объединены в единое целое. Это достигается путем доведения до экскурсантов содержания темы экскурсии, например: «Сегодня мы увидим предметы жизни и быта людей, живших сто лет назад, которые помогут нам представить их быт, домашние дела и занятия и сферу интересов».

4. Показ объектов должен осуществляться в логической последовательности с учетом следующих правил:

- последовательность предметов выбирается в соответствии с темой экскурсии;

- нельзя, завершив показ определенной группы предметов, перейти к следующей группе, а затем возвратиться к предыдущей, например, закончив показ предметов, связанных с питанием: посуды, столовых приборов, кофемолки, перейти к книгам, а затем, сказав: «Ой, я еще забыл рассказать о солонке!», вернуться опять к предметам, связанным с питанием.

5. Экскурсия должна быть непрерывной:

- показ предметов доложен чередоваться с кратким рассказом о связанных с ними событиях или людях;

- переход от одного уникального предмета к другому или от одной группы предметов к другой должен сопровождаться кратким (1 - 2 предложения) логическим переходом, обращающим внимание экскурсантов на следующий предмет или группу предметов;

- только показывать один предмет за другим или только рассказывать о чем-то, не обращая внимание на предметы нельзя.

6. Необходимо преодолевать кризис внимания, который может наступить для данной продолжительности экскурсии на 14-й минуте. Поэтому важно к этому моменту или подготовить очень краткий, но очень яркий и интересный рассказ о факте или человеке, связанном с экспонатом, или обратить внимание на какую-то особенность отдельного экспоната, предложив внимательно рассмотреть его, найти какую-то особенность или предложить ответить на вопрос.

7. В ходе экскурсии может потребоваться обращение к наглядным пособиям из «портфеля экскурсовода», например, показывая пишущую машинку, показать фотографию человека, работающего за ней. Можно процитировать какие-то факты, показать видеофрагмент на компьютере. Этим приемом злоупотреблять нельзя. Его можно использовать 1 или 2 раза за всю экскурсию.

8. Если рядом с показываемым предметом расположен другой предмет или группа предметов, которые будут показываться позже, но могут отвлечь внимание экскурсантов, следует сконцентрировать их внимание способом переключения внимания с неосновного предмета на основной, например: «Обратите внимание на оправу от очков, расположенную рядом со швейной машиной фирмы «Зингер». Об этой машине мы расскажем чуть позже, а пока...»

9. Последовательность и продолжительность показа предметов и рассказа о них или связанных с ними событиях и людях в ходе экскурсии нужно строить с учетом того, что одни предметы привлекают больше внимание, а другие - меньшее. Чтобы понять, что привлечет внимание в большей степени, экскурсоводу следует спросить себя: «А какие предметы на той выставке для меня наиболее интересны?» Затем, с учетом темы и требования логической последовательности нужно распределить объекты показа так, чтобы наиболее интересные предметы чередовались с менее интересными.

10. На экскурсии сначала следует показывать предмет, а затем рассказывать о нем.

11. Важно вызывать правильные чувства и переживания экскурсантов. Это можно достигать определенными вопросами, или обращениями к личному опыту экскурсантов, например: «Как вы думаете, насколько пишущая машинка облегчала труд человека?» или «Представляете, насколько трудно было учить такой предмет, как «Закон Божий» наряду с математикой и физикой!»

12. Повышает качество восприятия экскурсии реконструкция условий жизни или событий на основе предметов, размещенных на экспозиции, например: «Давайте представим себе обычный вечер человека, окруженного предметами, представленными на выставке!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: