Меценатство

Один из видов благотворительности в сфере культуры обычно характеризуется как меценатство. Слово "меценат", говорится в большой советской энциклопедии, произошло от имени римского государственного деятеля, приближенного императора Августа и покровителя деятелей науки и искусства Мецената Гай Цильния (VIII в. до н.э.). Меценатство имело различные направления, вызывалось неоднозначными причинами. Вследствие этого, оценка деятельности меценатов требует учета ряда социальных составляющих, среди которых социально-экономические предпосылки роста благосостояния предпринимателей, как следствие возникновения финансовой базы благотворительности.

В XIX в. индикатором высокого или низкого социального статуса различных социальных институтов выступало общественное мнение, в частности, ценностные ориентации представителей социальных групп общества. Типы недалеких и корыстолюбивых героев пьес А.Н. Островского, отразившего нравы замоскворецкого купечества 30-40-х годов, спустя несколько десятилетий определяли скептическое отношение общества к предпринимателям. Позицию дворянства отразил экономист И.Х. Озеров: "Подальше от промышленности – это дело нечистое и недостойное каждого интеллигента! А вот сидеть играть в карты, попивать при этом и ругать правительство, вот настоящее занятие мыслящего интеллигента!".Нельзя не учесть и того, что в России православие с древнейших времен не одобряло стремления к богатству, наживе.

Важную роль в развитии меценатства играл общий подъем российской культуры во второй половине XIX - начале XX вв. Искусство этих лет наполнено активным поиском новых форм и способов выражения взглядов на мир художниками различных направлений. Разорение дворянских фамилий приводило к тому, что их имущество распродавалось за бесценок. Выдающиеся произведения русского искусства, богатейшие книжные собрания шли с молотка, В связи с этим, коллекционирование и собирательство становилось популярным в конце XIX - начале XX вв. Публицист Сергей Елпатьевский, знавший нижегородское купечество конца XIX в., писал: "На начинавшие пустеть дворянские кресла садился купец. Его сыновья учились не только в гимназиях, но и в дворянском институте..., дочери поступали в институт благородных девиц, рядом с не очень грамотными отцами в жизни их сыновья - доюгора, адвокаты, инженеры... Как в былые недавние времена, в 40-50-х годах слово купец, "купчишка" звучало презрительно в дворянских усадьбах, так теперь купец с высоты своего капитала, с высоты своего растущего значения полупрезрительно смотрел на барина, на опускавшееся все ниже и ниже дворянство..."

Социальные условия способствовали формированию личностей российских меценатов как объектов социальных взаимосвязей. Индивидуальность отечественных меценатов проявлялась в избирательном восприятии тех или иных социальных установок окружавшей их социальной среды, а также в сознательном выборе доминирующих и менее приоритетных идей, исходя из социального опыта, развития духовных и материальных потребностей личности. Для ряда купеческих семей меценатство и благотворительность становились обязательной статьей расходов.

Темпы развития меценатства и благотворительности как социального явления во второй половине XIX - начале XX столетия определялись объективными и субъективными предпосылками. К объективным относятся ряд процессов в этот период времени в российском обществе, определивших направления деятельности наиболее ярких представителей класса буржуазии и дворянства в России.

К субъективным показателям явления меценатства и благотворительности отнесем личностные характеристики российских предпринимателей, определившие направления их социальной деятельности, а также ее масштабы. Российские меценаты и благотворители - люди уникальной судьбы, которые избрали для себя дело культурного и социального созидания, служения возвышенным целям, отдельным людям и обществу в целом. Многие из российских предпринимателей-меценатов олицетворяют лучшие стороны Человеческой личности. Они чувствовали острее, чем современники, потребности общества, отдавали талант, ум, энергию, душу общественно полезному делу.

Как любое социальное явление меценатство выполняло конкретные функций: Коммуникативная функция. Культурные учреждения, созданные меценатами, организации просветительских мероприятий способствовали сближению высокой и массовой (народной) культуры в России в изучаемое время. Меценатство выступало в роли проводника между этими двумя структурными составляющими культуры как социального института, способствовало сближению этих двух аспектов - высокой и народной - отечественной культуры. Разделив понятие культуры на три составляющие: производителя культурных ценностей - распространители - потребители культуры, - отечественных меценатов можно отнести ко второй части связующего звена между "производителем" и "потребителем" культуры. Они содействовали сохранению произведений российской и зарубежной культуры для потомков, кросс-генерационной культурной коммуникации.

Функции формирования социального сознания членов российского общества. Музеи, галереи, театры, выставки, созданные при финансовой поддержке меценатов, влияли на социально-культурный облик россиян в конце XIX - начале XX столетий, способствовали формированию и определению социального сознания людей, их ценностных ориентаций, готовности к восприятию инноваций в различных сферах жизни общества.

Функция "социальной памяти". Театральный Музей А.А. Бахрушина, Третьяковская галерея, МХАТ существует и в настоящее время. Спектакли, поставленные во МХАТе, экспозиции, организуемые в художественной галерее и музее, способствуют приобщению современной публики к российской и зарубежной культуре, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего. Благодаря усилиям меценатов многие памятники истории культуры сохранены для потомков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: